У большинства людей слово «дрессировка» ассоциируется с цирком или воспитанием собаки. Перед глазами встают картины: тигр сидит на арене на задних лапах или послушно прыгает через огненное кольцо; овчарка преданно смотрит на хозяина, готовая немедленно выполнить любую команду. Так или иначе, всегда подразумевается, что животное подчиняется воле человека.
Долгое время в дрессировке животных широко практиковались насильственные методы, поскольку считалось, что животные не умеют думать и что-либо объяснить им можно лишь путем принуждения. Научные открытия русского физиолога Ивана Павлова и американского психолога Берреса Фредерика Скиннера, сделанные в прошлом веке, показали, что животные способны к сложным формам научения и без насилия.
Способность понимать намерения своих сородичей и прогнозировать их реакцию на свои собственные действия, ориентироваться в связях между членами своей группы и манипулировать их поведением, хранить в памяти огромный объем информации об опыте взаимодействия с внешней средой — таким разнообразным арсеналом сложных умственных способностей обладают представители многих видов животных.
Животные оказались способнее, чем мы раньше думали, и это позволило нам развивать новые способы общения с ними.
ЛОШАДИНЫЙ УМ
Пожалуй, впервые о необычайных способностях животных широко заговорили на рубеже XIX — ХХ веков в связи с феноменом Умного Ганса. Лошадь под руководством своего воспитателя демонстрировала публике умение «считать» и «писать»: она выстукивала копытом правильные ответы на математические задания или численные коды букв, составляя слова.
На самом деле выдающийся «ум» Ганса оказался умением реагировать на невольные «подсказки» хозяина, который знал правильный ответ. Лошадь замечала мелкие, едва заметные изменения в поведении человека, которые тот даже не осознавал: легкие кивки головой, напряженность позы, движение бровей или уголков рта, непроизвольная задержка дыхания — все это служило ей условным сигналом, и она прекращала стучать копытом. Животное уловило связь между бессознательными движениями человека и своими собственными действиями. Ганс самостоятельно научился выполнять то, что от него ожидали, — и получал за это вознаграждение.
УЧЕНЬЕ — СВЕТ!
Ганс, несомненно, был талантливым «учеником», но сама его способность к научению вовсе не была уникальной — в дальнейшем научные исследования показали, что она широко распространена среди живых существ. Животные понимают связь между своими действиями и их следствиями и могут произвольно менять поведение, чтобы изменить результат. Так они вырабатывают новые навыки и адаптируются к изменениям среды.
Многие виды млекопитающих и птиц способны замечать незначительные изменения в поведении другого животного или человека и подстраивать свое собственное поведение так, чтобы достичь нужной реакции. В природе молодые волки учатся загонять добычу в играх друг с другом, когда двое в попытках поймать третьего объединяются и вместе настигают убегающего волчонка — «жертву». Медведи в зоопарках научаются совершать движения передними лапами, которые посетители расценивают как просящие, — и получают подачки.
Именно такие способности позволяют «соплеменникам» Умного Ганса осваивать новые поведенческие навыки в свободном (без принуждения) контакте с человеком, что очень важно для тех, кто видит в дрессировке лошади прежде всего партнерское взаимодействие.
Именно такие способности позволяют соплеменникам «Умного Ганса» осваивать новые поведенческие навыки в свободном (без принуждения) контакте с человеком, что очень важно для тех, кто видит в дрессировке лошади, прежде всего, партнерское взаимодействие. Нашумевший недавно фильм Александра Невзорова о «читающих латынь» лошадях прекрасно иллюстрирует, каких успехов можно достичь с чутким к невольным «подсказкам» человека животным с помощью оперантного научения. Проверить, знает ли лошадь латынь на самом деле просто: надо дать ей такое задание, ответ на которое не знает человек — тогда животное начинает «ошибаться».
ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ
Традиционный подход к обучению собаки основан на учении о рефлексах и представлении о том, что человек должен быть для собаки «вожаком стаи». Однако самую большую симпатию, пожалуй, вызывают те дрессировщики, которые обладают способностью находить общий язык со своим четвероногим другом. Вспомните хотя бы советский фильм «Ко мне, Мухтар!». Но только ли здесь заслуга талантливого героя Юрия Никулина?
Нет ничего удивительного в том, что, когда человек настраивается на взаимопонимание с собакой, у него это легко получается, — ведь она больше, чем кто-либо другой из животного мира, способна на сотрудничество с нами.
Собаки используют разнообразные сигналы, чтобы направить внимание человека на интересующие их объекты и повлиять на его поведение. Например, лаем указывая на шкафчик, пес может «намекнуть» хозяину, что хочет получить лакомство, лежащее в недоступном месте. Он легко научается этому, если хозяин хоть как-то реагирует на голос своего питомца и поощряет его сообразительность.
Будучи животными социальными, собаки испытывают потребность в контактах и поэтому охотно отзываются на любые виды дрессировки. Они действительно заинтересованы в совместной деятельности с человеком.
Люди стали воспринимать собаку как члена семьи, владельцы собак с готовностью отказываются от традиционной установки на доминирование над собакой и восприятия себя как «вожака стаи» и меняют ее на идеологию сотрудничества. Хотя и здесь есть свои «подводные камни».
ГОРЕ ОТ «УМА»
Как пишет в своей книге «Несущие ветер» американская дрессировщица Карен Прайор, «слишком умные» животные могут создать массу проблем. Она вспоминает, как трудно ей было добиться надежного исполнения стандартных трюков от парочки сообразительных и активных выдр — те все время предлагали ей «нестандартные решения» вместо выполнения рутинных номеров.
Собака, с ее умением чутко реагировать на настроение человека, с легкостью понимает по поведению хозяина его скрытые намерения, которые тот либо не осознает, либо, увы, сознательно прячет от окружающих. Тогда и появляются милые домашние любимцы, которые «неожиданно» кусают прохожих или домочадцев, что ставит в тупик и опытных дрессировщиков-инструкторов. Но если вы поняли, почему Ганс был «умным», вы обязательно отыщете в поведении хозяина те самые едва заметные «подсказки», которые разрешают проблемное поведение собаки.
ПЕДИКЮР ДЛЯ СЛОНА
Человеку необходимо контролировать поведение животных в цирке, в сельском хозяйстве, в конном спорте… Но зачем дрессировка в зоопарке?
Во времена зверинцев, когда животные чаще всего содержались в небольших тесных пространствах, ими легко было управлять (например, заставить перейти из клетки в клетку) с помощью специальных механических приспособлений или, например, поливая водой из шланга. Сейчас сотрудники зоопарков предпочитают «договариваться» со своими подопечными, которые, как правило, обитают в просторных вольерах. Чтобы животные охотно заходили утром в специальные отсеки на время уборки экспозиции, их приучают получать там утреннюю порцию корма.
Чтобы слоны или жирафы позволяли служителям ухаживать за подошвами или копытами, которые не снашиваются в неволе столь же интенсивно, как в природе, их приучают добровольно подходить к решетке для обработки ног. Животных тренируют с помощью положительного подкрепления, используя те самые способности, которые «открыл» человечеству Умный Ганс. Тренер сначала награждает животное лакомством за простые спонтанные движения, например приподнимание ноги или спокойное стояние у решетки. Затем подкрепляются только те варианты движений, которые больше всего похоже на те, что ему нужны, затем — только сочетания нескольких последовательных движений. Из этих шагов постепенно складывается необходимый поведенческий навык: животное заходит в удобный станок, просовывает ногу в специальное отверстие и ждет, пока ее обрабатывают, спокойно пожевывая любимый корм. Причем принцип добровольности соблюдается и в том, что животных никогда не ограничивают в пище ради дрессировки.
СТАНЬ ДОНОРОМ!
Обитатели зоопарков охотно сотрудничают с тренерами, поскольку это не только разнообразит их жизнь, но и позволяет им управлять человеком: «Я подставляю ногу — и меня кормят вкусной едой». Это расширяет возможности животных контролировать среду своего обитания и повышает качество их жизни в неволе. Так, во многих зарубежных научно-исследовательских центрах стали отказываться от традиционного принудительного метода взятия крови у приматов и начали использовать принцип добровольного участия обезьян в этой процедуре.
УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО!
Своеобразная дрессировка на добровольных началах завоевывает все больше поклонников среди людей, которые имеют дело с животными. Человек стремится к партнерским отношениям со своими подопечными, и часто это удовлетворяет его больше, чем контакт с позиции доминирования. Почему?
Человек в современном обществе одинок и ищет эмоциональной поддержки у животных?
Или, может быть, дело в том, что человек все-таки расстался со своей эгоцентрической позицией «венца творения» и учится сотрудничать с природой?