Минувшее лето я провел в Центре Беркмана по изучению Интернета и общества Гарвардского университета. В какой-то момент, чрезмерно утомившись от круглосуточного обсуждения мира виртуального, я предложил своим коллегам поговорить о мире реальном, а именно показать им свои фотографии из недавнего путешествия на Курильские острова. На следующий день я получил письмо от одного из сотрудников центра, которого до этого не встречал. Джон написал мне, что не смог прийти, но очень хотел бы услышать про острова, и попросил зайти к нему в офис.
Про Курилы мы, конечно, поговорили, но большая часть нашей беседы была совсем про другое. Джон Клиппенгер оказался автором книги «Толпа одного: будущее виртуальной идентичности» и директором лаборатории, которая занимается разработкой платформ репрезентации (1) личности в мире Интернета.
Лаборатория Клиппенгера конструирует новые репутационные системы с надеждой, что это приведет к повышению уровня сетевой кооперации и выведет нас на новый эволюционный уровень или хотя бы повторит то, что произошло в средневековой Флоренции.
Спустя несколько недель после этой беседы мне пришлось самому испытать, на каком уровне работает сетевое сотрудничество. В начале августа, во время пожаров, я со своими коллегами создал проект «Карта помощи» (russian-fires.ru). На карте собиралась вся информация о нуждах пострадавших от пожаров и тех, кто хочет помочь, там же им можно было найти друг друга. Наш виртуальный коллектив возник буквально за одни сутки и разросся до 30 — 40 активных участников. Из них только троих я знал лично.
Что же так стремительно объединило нас вместе и позволило эффективно работать и создать проект, который привлек за первые 10 дней более ста тысяч посетителей? Стоит разделить объяснения на основной и вспомогательные факторы.
Главное, конечно, экстренная ситуация, которая, как известно, сплачивает, однако в этом случае это было нечто большее, чем люди, объединившиеся перед лицом общей опасности. Клиппенгер говорит о доверии как о решающем факторе для успеха кооперации. Обычно наше доверие к незнакомым людям в Интернете достаточно низко, поэтому и способность сотрудничать с ними относительно невелика.
В этом контексте было бы особенно интересно сравнить уровень доверия к виртуальным незнакомцам с уровнем доверия к власти. Как бы последняя была ни проблематична, предполагаю, что государственные лидеры, лица и имена которых известны, обычно вызывают больше доверия, чем онлайн-анонимы. Однако ситуация с пожарами создала кризис доверия власти, в первую очередь среди тех, кто получал информацию из блогов, где одним из главных лейтмотивов была неспособность властей дать достойно отпор огневой стихии. Как следствие, имел место уникальный феномен — диффузия доверия. На уровне резкого падения уровня доверия к власти резко повысилось доверие к тем, кто рядом с вами в виртуальном мире. Как оказалось, доверие в Сети к незнакомым до этого людям может расти на фоне падения уровня доверия к государству. В критических ситуациях нам надо найти кого-то, кому мы можем доверять. Как следствие, сетевая кооперация в виртуальном мире стала более эффективной.
Во-первых, объединяет идея. Уникальность Интернета в том, что иногда расстояние между идеей и реализацией очень близко. С «Картой помощи» от идеи до возникновения сайта прошло два дня. Следовательно, люди собирались вокруг не просто идеи, а уже работающей платформы, которая, как магнит, формировала вокруг себя социальную сеть волонтеров.
Второе — это, конечно, успешное использование традиционных и социальных медиа, для того чтобы рассказать о проекте. Более того, это требует не просто диалога с журналистами или вирусного маркетинга, а целевого использования платформ, где может обитать аудитория с наиболее высоким потенциалом для кооперации (например, сетевые сообщества программистов).
Третье — это создание эффективных каналов коммуникации внутри группы как еще один фактор возникновения доверия. Первый шаг — это формирование групп переписки. Однако эффективная коммуникация должна быть динамичной, что позволяют чаты. Более того, формирование доверия требует определенной степени «развиртуализации», то есть возможности услышать и увидеть друг друга. Первое возможно через голосовые конференции благодаря таким программам, как «Скайп». Второе немного сложнее, но постепенно делается более доступным. Таким образом, форма общения — это еще один фактор, который определяет уровень доверия и степень кооперации.
Наконец, несмотря на высокую степень сетевой кооперации, которую показал проект, было небольшое ядро людей, в нем участвовавших, которые знали друг друга. Таким образом, несмотря на то что коллектив был виртуальным, в основе его все же был костяк, основанный на личных знакомствах.
Один их экспертов гарвардского Центра Беркмана Этан Цукерман предложил такую формулу — ВРВ: виртуально — реально — виртуально. Цукерман считает, что наиболее эффективные коллективы — это те, что формируются в Сети, потом встречаются лицом к лицу в реальности для развития доверия, а далее продолжают сотрудничать в виртуальном мире. Именно на таком принципе работает, например, международная виртуальная сеть «Глобальные голоса», где я познакомился с главным партнером по созданию «Карты помощи» Алексеем Сидоренко.
Безусловно, когда кризисная ситуация спадает, предпосылки для кооперации также ослабляются и уровень доверия в виртуальных сетях падает. С другой стороны, сотрудничество в кризисной ситуации не только следствие повышения виртуального доверия, но и фактор его постепенного формирования между членами виртуальных сообществ. Поэтому можно предположить, что потенциал Интернета как платформы для сотрудничества постепенно растет. Если к тому же Джону Клиппенгеру удастся в своей гарвардской лаборатории построить новые системы для конструирования виртуальной личности, то кто знает… может быть, в просторах Интернета за поворотом нас ждет новый Ренессанс.