Когда я планирую подростковые психологические группы, то всегда включаю в них занятие, на котором дети понимают, насколько легко попасть в лапы мошенников, особенно в интернете.
На первой встрече я им всегда рассказываю о фразе, услышав которую от взрослого человека они должны включать в своей голове тревожную сигнализацию и бежать рассказывать об этом маме и папе.
Эта фраза: «Только не рассказывай родителям, пусть это будет нашим маленьким секретом».
Тайное знание
Я всегда подчеркиваю, что это правило распространяется и на меня – я тоже чужой взрослый человек, поэтому конфиденциальность работает только в одном направлении: я не имею права говорить за пределами группы о происходящем в ней, а они могут рассказывать все, что они захотят, но только не про других участников и их секреты, которые они нам доверили. Потом мы говорим несколько занятий на другие темы.
А потом я назначаю свое «особое» занятие. Начинаю я с того, что доверительным голосом сообщаю подросткам, что есть один профессиональный секрет, знание которого сильно облегчает жизнь. И я готова им поделиться, но при условии, что они пообещают никому не рассказывать, даже родителям: ведь это мой заработок. Ну и чем больше людей о нем знает, тем хуже он работает.
И… они дружно соглашаются. Всегда! Умные, думающие подростки, понимаете? Дело в том, что в этот момент любопытство, мой авторитет как человека, понимающего их и профессионального, иллюзия моей безопасности (я и правда безопасна для них, но они не могут знать этого наверняка), желание узнать «секретный секрет» отключает критическое мышление.
Эту особенность человеческого мышления с удовольствием используют мошенники и манипуляторы.
Естественно, после этого я напоминаю им про первое занятие и правило «тревожной фразы», на что они мне почти хором отвечают: «Ну это же вы!» Дальше я им объясняю, что произошло, и мы закрепляем правило уже на более осознанном уровне.
Мы начинаем разговор о безопасности в интернете, о манипуляторах и мошенниках. И все ребята дружно мне рассказывают, какие они умные и неуязвимые, как хорошо они умеют распознавать «плохишей». Я хвалю их за осознанность и разумность и предлагаю ознакомиться с результатами тестирования, которое они прошли на прошлом занятии. Вот тот самый тест. Вам я тоже предлагаю его пройти и продолжить чтение статьи только после прохождения.
Иллюзия правды
Узнали о себе что-то новое?
Вот теперь я вам расскажу, что мы делаем на занятии дальше. Я прошу ребят читать результаты тестирования так, чтобы другие не видели его. Прошу, как и вас, оценить результаты теста по пятибалльной шкале. Меньше 4 никогда никто не ставит.
А потом прошу показать свой результат соседу. Первая реакция – веселое недоумение: неужели мы с соседом так похожи? Потом они замечают, что все пары в группе так же весело и недоуменно переглядываются. Я даю им насладиться моментом и прошу их прочитать результаты остальных ребят. Осознание того, что «результаты» у всех абсолютно одинаковые, обычно сопровождается дружным хохотом.
Еще в 1948 году американский психолог Бертрам Форер провел аналогичный эксперимент со своими студентами, поэтому полученный эффект получил название «эффект Форера».
Суть этого явления в том, что ощущение серьезности тестирования, индивидуального подхода, авторитет тестирующего, размытость и обобщенность формулировок в результате создают иллюзию правдивости практически у всех людей.
Именно на этом эффекте «работают» гороскопы, соционика, гадания и прочие псевдонаучные методики. Люди, которые знают об этом эффекте (не обязательно научно, возможно и интуитивно, на бытовом уровне, как цыганки), могут вполне успешно манипулировать окружающими.
Например, если написать 10 ребятам подросткового возраста в личном сообщении что-то вроде «Тебе, наверно, часто бывает грустно и одиноко? И тебя никто не понимает?» – у половины адресатов появится ощущение, что им пишет человек, который их волшебным образом чувствует и находится с ними на одной волне. Просто потому, что эти ощущения в тот или иной период переживают почти все подростки, это особенность возраста. А это – первый шаг к откровенности и доверию к этому человеку.
Если для рассылки выбрать тех ребят, у которых на «стене» в «ВК» грустные картинки и песенки, то попадание будет почти стопроцентным.
Авторитетные мнения
Вы думаете, что взрослые имеют надежный иммунитет против этого эффекта? А вот и нет – большинство взрослых, разумных людей тоже проваливают этот «тест с тестом». И это никак не связано ни с уровнем образования, ни с пресловутым IQ.
Так устроен наш мозг, ведь накопление знаний в обществе происходит быстрее, если есть авторитеты, которым можно доверять в их области компетенции и не вникать самим в подробности.
А ощущение того, что тебя понимают, – жизненно необходимо для высших видов социальных существ, так как это основа социального взаимодействия и мощное подспорье для выживания вида.
Позовите своего подростка к компьютеру, обновите страницу, прочитайте вместе начало статьи и дайте ему пройти тест. Потом спросите: насколько результаты похожи на него?
Дочитайте вместе статью и непременно обсудите с ним. Пусть приведет свои примеры, порассуждайте вместе. И непременно посмейтесь вместе над результатами: совместное веселье – это то, что лучше всего объединяет нас с нашими детьми!
1 Комментарий
Какой смысл проходить тест, если результат один и тот же при любом раскладе?