Вы когда-либо задумывались о смысле сказки «Курочка Ряба»? Вам не кажется странным, что дед и бабка пытались разбить золотое яйцо? Зачем и для чего они это хотели сделать? Ведь золото – это ценность. Почему они не порадовались этой ценности, а попытались ее уничтожить? И почему тогда расстроились, когда мышка пришла и разбила яичко?
Все очень странно и нелогично, не правда ли? Но почему мы не задавались этим вопросом, пока не прочитали сказку? Просто потому, что нашему бессознательному она кажется логичной, как дважды два, и оно спокойно принимает ее так легко, что сознанию это даже не заметно!
В Древней Руси золотое яйцо было символом смерти. Его получали старые люди, когда им приходило время умирать. Пестрая курица – посредник между небом и землей – обозначала возможность выбора и перемен. И поэтому те, кому удавалось разбить золотое яйцо, оставались жить. А простое яйцо – символ новой жизни. Вот теперь все понятно и на сознательном уровне.
Вся эта сказочная аналитика помогает объяснить существование архетипических символов, которые в буквальном смысле управляют нами только потому, что с изначальных времен записались в коллективном бессознательном. Мудрые рекламщики и прочие торговцы с помощью ар-хетипов управляют миром потребления. «Именно я решаю, что вы захотите сегодня, завтра, через минуту!» – говорил успешный рекламщик в романе Фредерика Бекбедера «99 франков».
ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ?
Мы тоже можем использовать символы для того, чтобы создавать нужное впечатление, коммуницируя с бессознательным других людей. Для создания личного бренда необходимо иметь свой логотип, и тут у нас всегда есть выбор – сделать логотипом архетипический символ или просто всегда ходить в шляпе, не понимая, что это значит.
Кстати, шляпа на языке архетипических символов означает хитрость, изворотливость, утаивание истинных замыслов, закулисную активность. Нужен вам такой логотип?
Занимаясь личностным брендингом, мы понимаем, что у Тимошенко есть коса «каравай – плодородная», у Бондарчука – лысина, у Хромченко – очки, красные губы – у Литвиновой, парик – у Кобзона. В общем, в образе известной личности всегда есть что-то, с чем она не расстается. У деловых людей своя атрибутика из разряда гаджетов, кейсов, автомобилей и прочего.
Многие директора ставят в своих кабинетах высокие и широкие кресла, похожие на трон, а у стола просто стулья, чтобы человек, к ним входящий, чувствовал себя подданным перед королем своим. И это тоже элементы личного бренда. Ну а если вдруг пришел уважаемый партнер – в кабинете директора всегда есть кресла с журнальным столиком, где можно находиться на одном уровне.
ШПАРГАЛКА СИМВОЛОВ
Какой же знак отличия выбрать для себя любимого или своей компании? Вот несколько архетипических символов делового личностного бренда, которые можно использовать в качестве своего логотипа или размещать рядом с со¬бой на фотографии, на столе или стенах в своем кабинете.
Акробат – символ перестановки или тотального изменения всего существующего, образ тонкого баланса и виртуозности, знак кризиса, перелома, реформирования или направленного сдвига.
Алмаз – сияние и блеск высокого мастерства, непобедимость, роскошь, знак высоких моральных ценностей и доступных интеллектуальных сокровищ.
Алфавит – всеобщий код, разгаданная тайна хаоса, ключ ко вселенским секретам (особенно когда рассредоточенные элементы алфавита в итоге выстраиваются в текст рекламного сообщения).
Ангел – символ незримой защиты, указание на тесную связь со всем высшим и достойным, чистота, девственность, забота о вечности, акцент на духовных и этических ценностях.
Арфа – знак единства и соразмерности, особая гармония, элитарный круг, уравновешенное чуткое напряжение, преодоление страдания.
Башня – высота и возвышение над повседневной жизнью и над окружающими с их мелочными заботами, символ восхождения, возможность уединения, покой, дальнозоркость, особая защищенность, порыв вверх.
Бык – плодородие, мощь, неукротимость, целеустремленность.
Вертикаль – движение вверх, признак обязательности и ответственности, указание на порядочность и совестливость.
Весы – символ справедливости, знак внимания к нуждам человека, символ объективности, равенства вины и наказания.
Власть (корона, скипетр, держава, трон) – символ стабильности, несокрушимости, абсолютной уверенности в завтрашнем дне, защищенности и безопасности; застывшая гармония, строгость упорядоченных отношений.
Вода – символ очищения, углубления, расслабления, отрешения от забот и негативных мыслей, синтез поверхностности и глубинности.
Волны – ритм, покой, чистота, глубина, соразмерность.
Дерево – целостность, основательность, долголетие, согласованность, бессмертие, надежность, уверенность в будущем, мудрость.
Журавль – справедливость, плавность, надежда на лучшее будущее, долголетие, милосердие.
Замок – защищенность, индивидуализм, элитарность, уединение, власть, мощь, спасение от суеты, дух рыцарства, обещание тайны.
Змея – умная энергия, удачливость, непреклонность, сокровенная мудрость, сила, сексуальность, решительность, власть.
Квадрат – упорядоченность, прочность, стабильность, конструктивность, определенность, материальное, ощутимое, вещественное, доступное пониманию любого.
Книга – кристаллизованное знание, аристократизм, интерес к миру, возможность познания.
Колесо – символ полноты, целостности и широты охвата, течение времени, гармония покоя и движения.
Корабль – радость, счастье, надежда, свобода, спонтанность творческого поиска, бегство от суеты, возвращение к истокам.
Лестница – восхождение, иерархия, связь многих уровней вертикали, рост и материальный, и социальный, и духовный.
Меч – осознанный самоконтроль, свобода как сила, решительность, оздоровление жизни, самоотверженность, духовная активность, отвага и доблесть.
Парус – творческое дыхание, побуждение к действию, ветер, свобода, надежда, направленность к далекой цели.
Птица – одухотворенность, полет фантазии, свобода от условностей, восторженное состояние.
Роза – завершенность, полнота, совершенство, радость, успех, возрождение.
Ромб – победа, возбуждение, желание, подвиг.
Слон – сила, власть, мудрость, спокойствие, сострадание.
Тигр – гнев, жестокость, сила, доблесть, страсть.
Цветок – мимолетность, весна, красота, удовольствия, нежность и ласковость.
Яхта – легкость, воздушность, богатство, свобода, здоровье, уверенность в лучшем будущем.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
АЗБУКА ПО ЮНГУ
Хочу заметить, что представление об архетипах не сводится к прописной азбуке. Давайте вспомним о том, что архетип – это одно из основных понятий в современной аналитической психологии Карла Густава Юга. Это понятие, которое является многозначным, сильно множественным, и символы различных архетипов отражают всего лишь поверхностное представление об архетипе как таковом. В силу этого далеко не каждое толкование отдельного символа обозначает глубинную сущность архетипов в коллективном бессознательном. Точно так же как и различные популярные книжки Луизы Хей, посвященные тем или иным признакам, симптомам телесных расстройств, не заменяют такое солидное направление современной психологии, как психосоматическая медицина. Личный бренд может отражать лишь одну из сторон архетипа, некоторого сочетания архетипов, но глубинная сущность остается за кадром.
кандидат медицинских наук, гештальттерапевт, врач-психиатр – суицидолог
АРХИВАЖНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
Как работают архетипические символы в деловой жизни? Вот любопытный пример.
Один мой клиент занимался строительным бизнесом и брал инвестиции у бывших генералов, умудренных жизненным опытом и сильных духом людей. Они слегка посмеивались над ним, считая «салагой, которые не выживали в наши времена».
Но это отношение сменилось на серьезное и уважительное после того, как он начал приходить на переговоры с большим затертым кожаным портфелем. Этот аксессуар достался ему от дедушки. Благодаря портфелю генералы увидели, что их партнер уважает традиции, верен своему роду и гордится им. Это, безусловно, вызвало у них уважение.
Из недр души
Карл Густав Юнг
– швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. Полагал, что существует определенная наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определенным образом. И эта определенность выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки. Задачей аналитической психологии считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.