Дон Кихот Ламанчский – один из первых «безумных» героев в истории художественной литературы. После Сервантеса их будет становиться все больше и больше. К нашему времени едва ли не основная часть главных персонажей проявляет в той или иной мере психические отклонения, чем и привлекает повышенное внимание читателей. Риторический вопрос: нормальные герои нам уже не очень интересны?
Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, уверился, что все написанное в них – чистая правда. И решил стать странствующим рыцарем, чтобы бороться со злом. Такая инфантильность и доверчивость у взрослого человека, маниакальное подражание героям рыцарских романов могло рассматриваться как проявление своеобразной умственной отсталости. А поступки, которые он при этом совершал, воспринимаются нами как обусловленные галлюцинаторно-бредовыми переживаниями.
Именно поэтому поведение Дон Кихота вызывает у окружающих недоумение и смех, его начинают считать сумасшедшим.
Рыцарь Печального Образа искренне полагает, что мир заколдовали злые волшебники, «дабы окутывать мраком и обращать в ничто подвиги праведников и освещать и возвеличивать деяния грешников». Дон Кихот начинает видеть врага и там, где его нет, и набрасывается со своим копьем на ветряные мельницы. После романа Сервантеса выражение «бороться с ветряными мельницами» во всем мире стало синонимом бесполезных или нелепых поступков.
Но автор, описывая нелепые поступки своего героя, отнюдь не собирался представлять его идиотом. Поэтому рассуждения Дон Кихота в тексте романа на вполне абстрактные темы воспитания, литературы, свободы, войны и мира больше подходят мыслителю-гуманисту, чем сбрендившему идальго. Стоит также внимательно перечитать и название романа, в котором автор представляет своего героя как «хитроумного», а не «безумного» идальго.
Как совместить два «несовместимых» факта: сочетание дурашливого поведения, протекающего с психотическими расстройствами, с достаточно высокой нравственностью и интеллектом?
Это становится возможным, если анализировать фабулу повествования с психопатологической «колокольни». Сервантес начинал писать сатиру на героя рыцарских романов, но по мере сочинения проникался сочувствием к своему персонажу. Во втором томе Дон Кихот постепенно «прозревает» и начинает видеть жизнь такой, какая она есть в действительности. Он уже сам подшучивает над окружающими, по привычке продолжающими считать его сумасшедшим, которым он якобы уже намеренно прикидывается.
В финале романа Дон Кихот, перенеся заболевание «горячкой», начинает критически относиться к своим прошлым фантазиям. Перед смертью он полностью отрекается от своих «рыцарских подвигов» и признает, что вел себя как безумец, а не как здоровый человек: «Разум мой прояснился, теперь он уже свободен от густого мрака невежества, в которое его погрузило злополучное и постоянное чтение мерзких рыцарских романов. Теперь я вижу всю их вздорность и лживость, и единственно, что меня огорчает, – это что отрезвление настало слишком поздно… Я был сумасшедшим, а теперь я здоров, я был Дон Кихотом Ламанчским, а ныне, повторяю, я – Алонсо Кихано Добрый».
Можно ли предположить, что у Рыцаря Печального Образа наступила «предсмертная ремиссия»? Но в связи с каким психическим расстройством? О возможности подобных «предсмертных ремиссий» писал немецкий психиатр Вильгельм Майер-Гросс в отношении некоторых форм шизофрении.
Вернемся к первоначальным рассуждениям: поведение Дон Кихота напоминало поступки больных людей, находящихся в состоянии галлюцинаторно-бредового психоза. Но вряд ли такие термины могли приходить в голову Сервантесу. Он всего лишь хотел показать своего героя глупым и нелепым, чтобы высмеять уходивший в прошлое рыцарский век.
Но оказалось, что созданный образ соответствует психическому расстройству, при котором нарушения психики (бредоподобные фантазии и галлюцинации) сочетаются с сохранным интеллектом и полученным багажом знаний. Такое возможно только при шизотипическом расстройстве личности – заболевании, близком к шизофрении.
Основные признаки этого заболевания:
- а) чудаковатое, эксцентричное поведение и внешний вид;
- б) взгляд на реальность, определяющий странности в поведении, не соответствующие культуральным нормам;
- в) иллюзорное восприятие, дереализация и деперсонализация;
- г) эпизодические психотические проявления галлюцинаторного и бредоподобного характера.
Таким образом, неадекватное и смешное поведение Дон Кихота – разумеется, весьма условно – можно трактовать как длительный приступ шизотипического расстройства личности.
Источник: Сервантес Сааведра М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский / Перевод с испанского Н. Любимова и М. Лозинского. Минск : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1955.