За свою долгую, что уж говорить, жизнь я перепробовала, наверное, все возможные формы и способы обучения. Это и очень специальная, как теперь сказали бы – элитная языковая школа, и вообще беспонтовая районная, в две смены, по 40 человек в классе, по шесть классов в параллели, и частный лицей, и домашнее/семейное обучение, и экстернат, и онлайн и даже учеба с репетиторами. Где-то училась я сама, где-то преподавала, трое детей тоже добавили опыта, теперь вот клиенты постоянно рассказывают и делятся.
Основной вопрос к современной школе со стороны разгневанных или тревожных родителей: «Почему мы должны столько времени и сил уделять школьной жизни детей?» Такое впечатление, что все абсолютно домашние задания задаются с расчетом на то, что родители помогут. Ну в самом деле, как может второклассник самостоятельно забацать PowerPoint Presentation? Да еще и распечатать.
Совершенно озверев к концу первой четверти от ежедневных утренних скандалов (ребенок не может нормально встать, пробки, собака прыгнула грязными ногами на единственную куртку, в лифте истерика: «Аааа, я забыл поделку из листьев мантикоры и волоса единорога, мне поставят двойку, аааа!»), устав от ежевечерних разборок с домашкой, утратив и восстановив несколько пар сменки и приобретя внушительный клок седых волос, родители неожиданно обнаруживают, что в меру больной и сидящий дома с «остаточными проявлениями простуды» ребенок становится весел, бодр, позитивен, сам прекрасно делает домашку в течение дня и вообще – все счастливы.
«Господи, – думает среднестатистический родитель двоих детей, – и зачем нам эти галеры? Как прекрасно никуда не лететь по утрам, не ругаться из-за забытого и не выполненного, дружно читать перед сном про злосчастную Муму, а по воскресеньям ходить в планетарий! Видали мы эту школу, одни проблемы из-за нее».
И переводит чадушко на домашнее обучение.
А через три месяца, уже полностью измотавшись с тоскующим, бездельничающим, ходящим на голове не школьником, начинает искать другую школу.
Итак, взвешиваем плюсы и минусы, чтобы не поддаться минутной слабости или, наоборот, не пропустить тревожные признаки неблагополучия вашего ребенка, и принять более-менее осознанное решение: переводить или нет на домашнее обучение.
Основные причины, кого и когда стоит переводить
Главная причина возникновения самой идеи домашнего обучения – длительный период выздоровления после тяжелой болезни. Ребенок уже вроде бы неплохо себя чувствует, чтобы читать и писать, но слишком слаб для того, чтобы, во-первых, сидеть целый день в классе, а во-вторых, его иммунитет еще не восстановился, чтобы полноценно защищать при контакте со множеством инфекций в детском коллективе.
«Я пролежала в больнице весь февраль и половину марта, поэтому мама договорилась, что до конца года я буду учиться дома. Это было без преувеличения самое счастливое время моего детства. Утром все уходили на работу и в школу, я оставалась одна с бабушкой. После нескольких лет подъемов в 6:45, выхода из дома в темноту и холод, длинной и тошнотной дороги на общественном транспорте, после этого безумия галдящего класса и орущей учительницы – тишина, покой, яичко всмяточку с бутербродиком из бабушкиных рук, а самое главное – можно читать сколько хочешь! И никто тебе слова не скажет!
Уроки я делала примерно два часа в неделю. Контрольные приносили одноклассницы. Сразу стала круглой отличницей: не потому, что списывала или родители помогали, нет. Просто никто не мешал, не орал в ухо, не отвлекал.
От скуки я случайно прошла еще и всю программу на будущий год. А еще по утрам можно было гулять в парке с соседской собакой. Счастье!»
Лия, 45 лет
Этой девочке крупно повезло, возможно она и заболела-то так серьезно, потому что была истощена и в постоянном стрессе. Обратите внимание, она вообще не упоминает, что скучала по друзьям или каким-то занятиям.
Похоже, в небезопасной и очень некомфортной обстановке дружить не очень-то получается. И давно известный факт: все творческие процессы останавливаются, когда есть угроза жизни, здоровью, самооценке, достоинству.
Обратная ситуация: здоровый, активный, очень социальный ребенок, вынужденный сидеть дома по какой-то непонятной причине. Семья сидит на чемоданах или, наоборот, только что переехала, а школа откроется в сентябре, а до старой школы пиликать семь верст на собачьей упряжке. В семье карантин по какому-то опасному заболеванию, сам ребенок здоров, но школа запрещена. Чужая страна, чужой язык, а мы тут временно, через полгода папа получит новое назначение, не начинать же учить, допустим, иврит, который, кроме Израиля, нигде больше не пригодится?
Да ладно, безо всякого Израиля ситуация у знакомых: отец попал под следствие по экономическому делу, скрывается за границей, семье выезд закрыт, прописки нет никакой, денег на частную школу тоже нет. И сидят двое, одному 10, другой 12, со своими свободными двумя европейскими языками целый день в избушке на курьих ножках, в обнимку с приставкой. Мальчишка еще ничего, он к матери сильно привязан, отсутствие компании его почти не тяготит, а вот девочка-подросток, которую выдернули из сообщества любимых подруг, учителей, занятий, сильно страдает.
Читайте также: Психологические поводы для перевода на домашнее обучение