Американский кинорежиссер, продюсер, художник-мультипликатор, создатель парка развлечений «Диснейленд» Уолтер Элайас Дисней (1901–1966) за свою напряженную жизнь снял 111 фильмов как режиссер и был продюсером еще 576 кинофильмов. Выдающиеся заслуги Диснея в области киноискусства отмечены 26 статуэтками «Оскара» (в этом списке он и по сей день является мировым рекордсменом).
Диагностическое предположение
Рекуррентное (периодически повторяющееся) депрессивное расстройство. Навязчивые действия (обсессивно-компульсивное расстройство) и зоофобия.
УДАЧНЫЙ ДЕБЮТ
Родился Уолт Дисней в Чикаго в небогатой многодетной семье. Отец Диснея так жестоко бил его, что бедный Уолт считал, что тот просто не может быть его настоящим папой! После его «уроков» маленький Уолт обращался за утешением к Рою, старшему брату, который лечил его раны, физические и душевные. Мать тоже старалась утешить сына – читала ему сказки. Эти выдуманные истории позволяли Уолту скрыться на время в воображаемом мире и уйти от пугающей действительности. В таких условиях развивалась фантазия будущего лидера мультипликации.
В 1906 году семья переехала на ферму сначала в штат Миссури, затем в Канзас-Сити. Уолту не с кем было завести там дружбу. Вместо сверстников его приятелями стали домашние животные, которых он любил рисовать. В будущем некоторые образы из детства Уолт перенесет на большой экран – кабанчик Поркер, на котором он любил кататься, будучи малышом, послужит прототипом Глупыша из «Трех поросят». По признанию Диснея, по окончании наброска Глупыша он «практически рыдал от ностальгии».
Вскоре у Уолта сложился вполне узнаваемый оригинальный стиль, удивлявший родных и друзей. Дело в том, что из Диснея сформировался не просто молодой и талантливый художник, он стал прекрасным карикатуристом. Отец постоянно наказывал сына за рисование, и, возможно, Дисней так бы и не воспринял свое увлечение серьезно, если бы не счастливый случай. Уолт с детства отличался веселым характером, и поэтому в Марселине многие соседи знали и любили его. Один из таких соседей вручил Диснею 25 центов за то, что ребенок нарисовал его лошадь. Выгодная продажа портрета кобылы и подтолкнула Уолта к мысли стать художником.
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ
В 1923 году Дисней переезжает в Лос-Анджелес, где со своим братом Роем создает в Голливуде The Walt Disney Company как небольшую анимационную студию. В марте 1924 года Уолт представил свой первый трюковый фильм «День Алисы на море», подсказанный героями книжки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».
Знаменитого мышонка Микки-Мауса, которого нарисовал художник-аниматор Аб Айверкс, сначала звали Мортимер, но вскоре он получил имя, сегодня хорошо известное во всем мире. Микки-Маус открыл перед режиссером дорогу к успеху.
В 1929 году Дисней начал работать над циклом «Наивные симфонии», и к 1938 году снял свыше 70 серий, включая «Танец скелетов», «Гадкий утенок» и «Три поросенка». В этих фильмах появляются многие его знаменитые персонажи, в том числе и селезень Дональд Дак.
21 декабря 1937 года на экранах Америки впервые был показан полнометражный анимационный фильм Диснея «Белоснежка и семь гномов». «Белоснежка» принесла Диснею огромный успех: популярность, восемь миллионов долларов дохода и восторженные отклики в профессиональной прессе.
Уолт Дисней всегда был настоящим вулканом, извергающим потрясающие идеи. Он не умел лишь одного – считать деньги, так как всегда тратил больше, чем зарабатывал. «Я не создаю фильмы, просто чтобы зарабатывать деньги. Я зарабатываю деньги, чтобы создавать фильмы», – подчеркивал Уолт.
Вся его творческая жизнь – череда финансовых катастроф и взлетов, продолжавшаяся три десятилетия. Катастрофы были неразрывно связаны с его эмоциональностью и внесли свою лепту в «нервные срывы», которым он был подвержен. Сказывались также чрезмерное употребление алкоголя и «сумасшедшее курение». Первые приступы психического расстройства у Диснея начались в возрасте 20 лет. В 29 лет после очередной неудачи в кинопроизводстве Уолт в состоянии депрессии принял большую дозу снотворного. Суицидальная попытка, к счастью, не удалась.
НЕ ТОЛЬКО МУЛЬТИКИ
Для тех, кто не боится комнат страха, сегодня в мире работает пять парков развлечений с именем Disney в названии. Самый старый из них открылся в 1955 году под Лос-Анджелесом. Самый крупный появился на свет в 1971 году во Флориде. В 1983 году впервые вне США открылся парк в Токио, за ним в 1992 году последовал парижский, а самым новым стал Диснейленд в Гонконге.
Биографы предполагают, что у Диснея отмечались симптомы маниакально-депрессивного психоза. Периоды сверхпродуктивного творчества сменялись тяжелыми депрессиями, состояние возбужденности – «нервным истощением». Уолт обычно долго и продуктивно работал, а затем вынужден был брать продолжительный отпуск, чтобы восстановить наступивший упадок сил. Дисней пережил восемь депрессивных приступов, вызванных таким лихорадочным существованием, когда его то возносило на самую вершину славы, где он получал очередного «Оскара», то бросало на самое дно, где приходилось бороться с финансовыми трудностями. Почти каждый новый проект Диснея приводил компанию на грань банкротства. Уолт ситуацию пересиливал, ставил все на будущую картину и в конце концов выигрывал. Однако потом он снова начинал пить, жаловался на боли в сердце и упадок сил, без причины плакал.
УПРЯМЫЙ АВТОКРАТ
Корни успеха Диснея – в его силе воли, бешеной отваге и упорстве. Он не сдавался, даже когда поражение казалось неизбежным. Уолт известен также тем, что не признавал заслуг своих ближайших помощников – истинных создателей фильмов своей студии. Сотрудникам он платил минимальную зарплату, а когда те в мае 1941 года забастовали, проявил себя далеко не с лучшей стороны. В первый день забастовки пикетчики даже не позволили Диснею войти на его кинофабрику.
После этой забастовки у него появились навязчивая идея постоянного мытья рук: он тщательно скреб ладони и пальцы по нескольку раз в час. Появился нервный тик лица, которые биографы объясняют «фанатичным стремлением к совершенству». Убежденный антикоммунист, он долгие годы сотрудничал с ФБР, и даже по своей инициативе писал в бюро доносы на коллег по Голливуду. А после войны активно помогал Комиссии по антиамериканской деятельности выявлять скрытых коммунистов в мире кино. Дисней был одним из основателей «Союза кинематографистов, ратующих за чистоту американских идеалов» – организации правого толка, главной своей задачей полагавшей изгнание из Голливуда «коммунистов, радикалов и придурков».
В бытовом плане Дисней представлялся человеком абсолютно непрактичным. Он не умел сварить кофе и поджарить яичницу. Питался где попало и чем попало. Не умел стирать и гладить, а потому тратил на одежду безумные деньги, покупая вместо загрязнившихся сорочек новые. Он совершенно не умел отдыхать и отвлекаться от работы, что также способствовало возникновению депрессивных состояний. Уолт или начинал пить, чтобы уйти от собственных проблем, или целыми днями играл с миниатюрной моделью железной дороги во дворе собственного дома.
СКАЗОЧНАЯ СТРАНА
Во второй половине 40-х годов Уолта Диснея захватывает мысль о создании парка развлечений. Эту идею ему подсказали прогулки с дочерьми, когда он был вынужден проводить часы в скуке, наблюдая за Дайаной и Шэрон, веселящимися в зоопарке или на детских аттракционах. «Мы верили в нашу идею – семейный парк, где родители и дети могут веселиться вместе», – скажет он. Дисней, у которого в детстве не было ни одной нормальной игрушки, сумел создать настоящую сказочную страну, причем не только на экране, но и в действительности!
До 54 лет, пока Дисней не заключил сделку с телекомпанией и не открыл свой знаменитый на весь мир «Диснейленд», он постоянно играл с огнем, находясь на грани финансового краха. Когда в 1955 году открылся «Диснейленд», Уолт стал наконец «настоящим» миллионером, хотя многие думали, что он разбогател задолго до этого, 20 лет подряд получая «Оскары». Но его внезапное богатство было результатом коммерции и не имело никакого отношения к творческим успехам в области кинематографии, так как все получаемые денежные награды и прибыль от проката он вкладывал в создание новых и все более изощренных кинопроизведений.
Ежедневная бутылка виски и три пачки сигарет привели к преждевременной смерти. 15 декабря 1966 года Дисней скончался в Лос-Анджелесе от рака легких. После этого носящая его имя компания приняла стратегическое решение отказаться от показа сигарет в своих фильмах.
Психологи доказали, что фантазия – начало всякого творчества. Фантазии и воображение Диснея уводили его в девственно чистый мир детства. Создав Микки-Мауса, Дональда, Пиноккио и других героев, он настолько сливался со своими персонажами, что бессознательно наделял многих из них чертами собственной личности. Такое очеловечивание героев делало их более реалистичными для зрителей. Микки-Маус являлся вторым «я» Диснея. Оба были дерзкими, нахальными, озорными, добрыми к старикам и вежливыми со всеми женщинами. Сравнительный психологический анализ показывает, что Микки-Маус воплощал в себе лучшие черты характера Диснея: целеустремленность, скромность, владение собой. Низменные черты личности Диснея воплощал Дональд Дак: угрюмый, непостоянный, эмоциональный, неуправляемый, сердитый.