Представьте картину: магазин/детская площадка/улица (нужное подчеркнуть). На полу валяется и орет ребенок. Рядом стоит женщина с пунцовым цветом лица. Мимо проходящие доброхоты (сплошь Споки и Макаренко), спешат поделиться с ней действенными способами борьбы с детской истерикой.
Как и иные поведенческие реакции, истерика может выступать действием как со знаком плюс, так и со знаком минус. Хотя нервная система закладывается в период внутриутробного развития, созревать она продолжает после рождения довольно долго. В детском возрасте она еще несовершенна.
Ребенку сложно контролировать нервные процессы: возбуждение преобладает над торможением. Однако нервная система в этот период может задействовать свои компенсаторные возможности. И когда процессы возбуждения зашли уж слишком далеко, на помощь придет она – Внезапная Детская Истерика.
Взрыв эмоций
Итак, мы говорим о такой важной функции истерики, как механизм сбрасывания нервного перевозбуждения. Чаще всего такой механизм срабатывает в периоды, когда нервная система ребенка истощена вследствие стресса, недосыпов, излишнего сидения перед телевизором или компьютером.
Предпосылкой пика эмоционального напряжения (истерики) выступает конфликт с родителем, когда ребенок чего-то просит и не получает желаемого: либо никак не может донести смысл своего требования из-за несформированности речи, либо испытывает дискомфорт. Не в силах справиться с негативными чувствами, ребенок начинает «раскачивать лодку» – наращивать эмоциональный накал.
И вот уже он не в состоянии остановиться, не слышит аргументов, не реагирует на уговоры. Ребенок переходит в состояние крайнего возбуждения, его реакции становятся агрессивными, неадекватными (не соответствующими ситуации). Как правило, возбуждение психическое сопровождается возбуждением физическим: громкие возгласы переходят в резкий крик, вертикальное положение тела сменяется горизонтальным, руки-ноги находятся в движении (колотят по полу). Это апогей.
Надо понимать, что так нервная система «спускает пар», то есть происходит ее разрядка, а иногда даже «переразрядка», когда в конце истерики ребенок не просто утихает, а обессиливает.
Через какое-то непродолжительное время (хотя той женщине с лицом пунцового цвета оно кажется вечностью) ребенок становится более вменяемым, его уже можно поднять, увести, он готов идти на контакт. Теперь, когда разрядка произошла, самый лучший способ восполнить ресурсы нервной системы – обеспечить малышу покой и сон. Хотя бы покой. Обсудить ситуацию можно будет позднее.
Что делать родителям
Начнем с того, чего делать не надо. Мы не ругаем, не угрожаем, не умоляем, не требуем, не тянем, не тащим, не поднимаем до того момента, пока ребенок не выдохнется. Конечно, с поправкой на его безопасность и/или безопасность окружающих.
Что мы можем сделать? Первое – надо пытаться сохранить самообладание и внутреннее спокойствие (повторяем себе, что это ненадолго, скоро пройдет; глубоко дышим). Максимально ограждаем плачущего ребенка от «доброжелателей». Любых. Особенно рьяно от тех, которые обещают забрать себе, отдать Бабе-яге или злому полицейскому, сюсюкают, стыдят, манят конфеткой и так далее.
Нужно постараться установить с ребенком физический контакт.
Присядьте рядом на корточки, погладьте по спине, по голове. Можно делать это молча либо тихо произнося ласковые слова. После того, как разрядка произойдет, помогите ребенку подняться: возьмите на руки или просто обнимите. Уходите с места событий.
«Хочу игрушку, купи игрушку!»
Некоторые дети используют истерику как метод манипуляции. Такое поведение (условно «капризы») сложно отличить от «истинной» истерики. Однако пусковой механизм здесь иной – это незамедлительная реакция на неполучение желаемого. Переход от ультиматума до внешних проявлений довольно резок и вполне контролируется ребенком.
Манипулятивную истерику можно прервать, ребенок при этом не будет эмоционально опустошен. Если, конечно, мнимая истерика будет опознана вовремя и не перейдет в настоящую.
Еще одно заметное отличие мнимой истерики – ребенок отслеживает реакцию родителей, их эмоции, так как они являются отражением того, достиг ли он своей цели. Истерика переходит в манипулятивную форму тогда, когда есть подкрепляющее поведение со стороны родителей (получение желаемого). Так малыш усваивает, что метод работает.
Алгоритм спокойствия
Чтобы отвлечь ребенка и не допустить роста эмоционального напряжения, можно выполнить следующие действия:
- Переключить внимание ребенка – пролетела птичка, пробежала кошечка, а вот на полке интересная книжка, идет знакомый человек и так далее. Беспроигрышный вариант – смартфон или планшет с любимым мультиком или песенкой.
- Помочь ребенку проговорить то, что он испытывает: назвать чувство, описать, какими физическими ощущениями оно сопровождается, предположить, где рождается, подобрать противоположное чувство, придумать, что это противоположное позитивное чувство вызывает. «Ты сейчас испытываешь грусть? Мне знакомо это чувство: кажется, что стало мало воздуха и щиплет глаза. Оно рождается в груди. И все уже кажется не таким добрым. А что помогает тебе видеть все вокруг добрым?»
- Хорошо помогает справиться с эмоциональным напряжением двигательная активность – можно затеять спортивные игры: бег наперегонки, догонялки, прыжки. Отрезвляюще на ребенка действуют такие родительские реакции, как спокойствие, хладнокровие, невозмутимость, отстраненность. Можно отойти на некоторое расстояние, не предпринимать действий для контакта, но находиться так, чтобы ребенок мог вас видеть.
- Еще одним эффективным приемом служит «метод нежелательных/негативных последствий». Ребенок лишается каких-то удовольствий вследствие собственных деструктивных действий: кидался игрушками – мама спокойно собрала игрушки и убрала их («Значит, они тебе больше не нужны, ты их больше не любишь»). Инцидент произошел в магазине – уходим без покупок («Жаль, что теперь семья останется без ужина, мы ведь не смогли купить продукты»), при этом не обвиняя самого ребенка. Лишь дать понять, что его действия привели к последствиям, от которых он же и пострадает.
В конечном итоге главное помнить, что детская истерика – явление возрастное, а значит, с возрастом проходит, «перерастается». В арсенале у ребенка появляются более совершенные и эффективные механизмы разрядки – спорт, игра; возрастает контроль за своим эмоциональным состоянием, появляется умение ждать, договариваться, терпеть.