Недавно в прокате промелькнул фильм-катастрофа о московской подземке. И хотя история скитаний в заполненном водой тоннеле компании из пяти взрослых, ребенка и левретки технически не идет ни в какое сравнение с эффектным разрушением Нью-Йорка очередным метеоритом, она все равно «цепляет». Почему? Наверное, потому же, почему и «просьба соблюдать спокойствие» не работает.
Вообще, конечно, она работает, но с точностью до наоборот. «Уважаемые пассажиры» начинают нервно переглядываться, подскакивать, ерзать и даже чесаться. Некоторые – а образчиков выдержки обычно четверть вагона – способны не отрываться от экрана айфона или букридера… Похоже, они притворяются. Застрять в недрах городского подземелья страшно всем.
Психоаналитики сравнивают погружение глубоко под землю с попаданием в ад.
«Передвижение по узкому коридору, с характерным лязганьем, неожиданными остановками, возможной духотой, особенно в забитом вагоне, вселяет тревогу, уходящую корнями в архетипический страх прохождения по родовым путям, – поясняет психолог, специалист по аналитической терапии Андрей Можаров. – Сознанию важно чувство контроля. В метро оно частично утрачивается, и тогда нами начинают играть бессознательные силы».
Автомобилисты возразят, что стоять в многокилометровой пробке немногим приятнее. Но, согласитесь, нетерпение в металлическом «коконе» – мелочь по сравнению с передвижением в толпе, медленно движущейся к единственному работающему эскалатору.
В метро наше личное пространство сокращено до минимума (в норме оно не менее 60 см), чем также объясняется сильнейший дискомфорт. Мы опаздываем, спешим, нервничаем; добавьте сюда еще и сообщения о бесконечных ЧП, которыми нас с утра до вечера потчуют СМИ.
«Боязнь метро – парадоксальный пример сочетания противоположных явлений, агорафобии и клаустрофобии, – считает доктор психологических наук, физиолог Юрий Щербатых. – Клаустрофобия возникает при сильном ограничении пространства, “сдавливании” (и опыт нахождения в толпе может провоцировать ее приступы в дальнейшей жизни). С другой стороны, клиническая картина паники в общественном транспорте скорее напоминает агорафобию – внезапный приступ безотчетного страха, иногда предчувствие надвигающейся роковой судьбы».
СЪЕХАЛИ?
Помимо музыкантов, инвалидов войны и не местных матерей-одиночек, в недрах подземки обитает еще один типаж. Нет, не машинист-африканец (это старый московский миф) – скорее, обычный городской невротик, задерганный прессингом на работе, вечной спешкой и постоянным пребыванием на людях.
По мнению психологов, типичные фобии мегаполиса – а к таковым относится и «непереносимость» метрополитена – проявление вытесненных проблем. Чувства безысходности, когда человек просто не видит выхода из сложившихся обстоятельств, неприятия вынужденных социальных контактов.
«Страхи, возникающие в толпе у невротической личности, являются следствием бессознательного страха перед людьми вообще, – утверждает врач-психотерапевт Юрий Вяльба. – Эти переживания обусловлены сформировавшимся восприятием незнакомых людей как некой опасности. Одним из проявлений фобии может быть реакция панической атаки, сопровождающаяся тахикардией, затрудненностью дыхания, головокружением. Такое состояние – одно из проявлений невроза и тип защитной реакции. Возможность сконцентрироваться на телесных ощущениях позволяет на время отвлечься от внешних проблем по принципу “Со мной все хорошо, только здоровье подводит”. Если с этим ничего не делать, невротическая реакция может стать привычной».
Укоренившиеся модели поведения оказываются чрезвычайно живучими еще и потому, что подкрепляются нашими убеждениями. Это и есть так называемое негативное мышление, которое «подкармливается» разного рода беспокойствами: «А что если?», «А вдруг?», «Мне вообще не везет». К счастью, у всего есть обратная сторона. Для того чтобы обрести привычку мыслить не столь драматически, можно включиться в игру: найти негативное убеждение и заменить его на нейтральное. Например, вам назначили встречу на многолюдной станции и у вас тут же возникает мысль: «Я точно заработаю приступ!» Скажите себе «стоп» и начинайте рассуждать. Ведь так было не всегда, наверняка были случаи, когда вы уже ждали кого-то в подземке и с вами ничего плохого не происходило.
ЛУЧШЕ КНИЖКУ ПОЧИТАТЬ!
Метро – «общественный вид транспорта повышенной опасности». Те, кто им постоянно пользуется, слышат эту фразу несколько раз в день. С одной стороны, так и есть. С другой – оно куда безопаснее, чем автомобиль, мотоцикл, да даже велосипед на обочине шоссе.
На самом деле ЧП в метро случаются нечасто, в отличие от коллективных приступов злости, давно уже ставших нормой жизни. Толкотня, давка, словесные перепалки происходят потому, что на бессознательном уровне мы связаны между собой – достаточно, чтобы начал нервничать кто-то один, как все «теряют разум». Происходит так называемый эффект эмоционального кружения: люди буквально заражают друг друга. Самое главное в этой ситуации – не поддаваться агрессии, охватившей ваших попутчиков.
Если вы сами чувствуете раздражение или страх, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов (это поможет вам выровнять дыхание и немного успокоиться), затем переведите взгляд на какой-нибудь внешний объект – рекламную листовку, схему метрополитена, лицо рядом стоящего спокойного пассажира. Часто мы сами растравляем в себе негативные эмоции: условия отвратительные, все такие невоспитанные – надо все им высказать, накипело! Но агрессия, так же как и страх, сами по себе разрушительны. Поймали себя на этом – сразу же попытайтесь отвлечься.
УСТУПИТЕ МНЕ МЕСТО
Одно из самых известных исследований в метро провел Стэнли Мильграм, тот самый автор знаменитого эксперимента по подчинению авторитету власти. Идея пришла ему в голову после его разговора со своей матерью, которая пожаловалась, что ей никто не уступил место в вагоне подземки. «А что, если просто попросить человека уступить свое место?» – подумал он и поручил провести пилотное исследование одному своему студенту, затем другому, но они все бросали, не доводя эксперимент до конца, оправдываясь тем, что это невероятно тяжело. Мильграм решил взяться за дело сам, собрал студентов и рассказал, как он это видит. Нужно будет подходить к сидящему пассажиру и говорить: «Извините, вы не могли бы уступить мне место»? Студенты не выказывали энтузиазма и пытались отшучиваться: «Спросить такое в нью-йоркском метро? Вы хотите нашей смерти?»
Мильграм, которому в то время было 39 лет, убедил их своим примером, что ничего страшного в этом нет. Он выбрал себе цель, подошел и обнаружил, что тело его не слушается – он просто не мог произнести ни слова. Спрашивать такое означало нарушить неписаное, но жесткое правило поведения незнакомых людей в местах большого скопления – не просить их о чем-либо. Он смог справиться с собой и к своему удивлению без возражений получил место. Ученый сел, и ему хотелось провалиться под землю. Было чувство, что он совершил что-то недостойное. Эксперимент стал проводиться, и результаты не заставили себя ждать: 68% людей уступали место или подвигались! Молодые и пожилые, мужчины и женщины уступали свои места в полном вагоне молодому студенту или студентке.
Студенты чувствовали себя так же, как Мильграм – их охватывало оцепенение, они испытывали приступы тошноты, у них ломался голос. Фактически, они все перенесли настоящую психологическую травму.
На следующем этапе эксперимента студенты протягивали сидящим записку с просьбой уступить место. В результате – 50% уступали место или подвигались. Любопытно, что, когда студенты говорили несколько другую фразу, держа в руках книгу: «Извините, могли бы вы уступить мне место? Я не могу читать книжку стоя», в ответ на это только 38% пассажиров уступали им места. Лучше всего срабатывала просьба без объяснения причин.
Российские психологи из Государственного академического университета гуманитарных наук в Москве Александр Воронов и Татьяна Аль-Батал повторили эксперимент в мае 2010 года. Студенты (средний возраст 20 лет) на всех ветках метро в вагонах подходили к сидящему человеку и говорили: «Извините, пожалуйста, вы не уступите мне место»? Результат – 72% пассажиров откликнулись на их просьбу.
До начала эксперимента ученые попросили группу респондентов оценить, сколько людей уступит студентам место. Они предположили, что если с просьбой будет обращаться молодая девушка, то откликнется 50% сидящих, а молодому человеку уступят места лишь 10%. На самом же деле девушкам удалось присесть в 81% случаев, а юношам – в 58% случаев.
В Москве джентльменов ничуть не меньше, чем в Нью-Йорке, – места женщинам любого возраста уступают охотнее, чем мужчинам. Интересно, что «добрые люди» не имели никаких отличий – ни в возрасте, ни в половой принадлежности. Впрочем, если вы возьметесь проверить этот факт, учтите: к вечеру процент уступающих места падает. И знайте – чем дольше человек живет в Москве, тем менее охотно он откликается на эту просьбу.
http://psyjournals.ru/files/34845/exp_collection_Voronov_Al-Batal.pdf
http://www.nytimes.com/2004/09/14/nyregion/14subway. html?pagewanted=all&position
ТЕХНИКА «РУБИЛЬНИК»
Помогает против «пережевывания» неприятностей. Представьте себе, что одолевающее вас переживание – это большущий аппарат, например электросчетчик в подъезде, потянитесь к нему и резко дерните ручку вниз. Раз – и все. Вы вырубили эту мысль.
ТЕХНИКА ОТВЛЕЧЕНИЯ
Запаситесь приятными воспоминаниями. Это может быть эпизод из вашей жизни или смешной сюжет фильма. Представляйте все как можно реалистичнее, подключайте воображение, старайтесь полностью уходить в воспоминание.
ТЕХНИКА ОТСТРАНЕНИЯ
Почувствовав волнение, постарайтесь взглянуть на себя со стороны и фиксируйте все, что с вами происходит. Став наблюдателем, вы сможете оценить переживания более объективно.
ТЕХНИКА АНТИСТРЕССОВОГО ДЫХАНИЯ
Чувствуете, что надвигается паническая атака? Положите руку на область желудка, на вдохе спокойно растягивайте мышцы под рукой. При следующем вдохе задержите дыхание на восемь – десять секунд. Слишком глубоко не вдыхайте. Медленно выдохните. Затем, медленно считая до трех, вдохните и, также считая, выдохните. Продолжайте дышать на счет «три», стараясь не делать очень глубоких вдохов. Дышите так, чтобы на каждый вдох-выдох приходилось по три секунды.
СОВСЕМ НЕ СТРАШНОЕ МЕТРО
Метро предоставляет уникальную возможность наблюдать за людьми из разных социальных групп в самых разнообразных ситуациях. Не случайно психологи любят проводить там эксперименты.
Так, было неоднократно подтверждено, что чем длиннее путешествие, тем выше уровень стресса. Его еще больше увеличивает наполненность вагона и переход с одной ветки на другую. Поэтому беспересадочный путь наиболее оптимальный.
К тому же ученые выяснили, что когда мы случайно касаемся других людей, то чаще всего это происходит между людьми одного пола и одной расы. И как это ни удивительно, место, которое мы занимаем, по-особому маркируется в пространстве. Недавнее исследование в парижском метро обнаружило, что вероятность романтического знакомства сильно возрастает, если занять сиденье ближе к выходу. Как, впрочем, и вероятность, что кто-то выхватит из рук ваш телефон.
Заглядывайте в метро, даже если вы заядлый водитель. Там не так все страшно. Исследователи из Университета в Карлстаде (Швеция) попросили 106 добровольцев-автолюбителей испытать все прелести общественного транспорта. Они пришли в ужас, но попробовали, соблазненные бесплатным проездом. Их оценка безопасности, времени в пути, чистоты, удобства и ощущений в целом была выше, чем они предсказывали. Мало того, она возрастала со временем – чем дольше они пользовались общественным транспортом, тем больше им это нравилось.
Именно метро может подсказать вам философскую истину про то, что все относительно. Это доказал в 2007 году всемирно известный скрипач Джош Белл. Он встал в переходе метро Вашингтона и заработал за день целых 32 доллара! Заметим, что Джош играл на скрипке ценой в 3,5 миллиона долларов, а на его концерт в Бостоне только что были проданы все билеты по 100 долларов. И скрипача делает «свита».