Одним, сколько ни давай, все мало, «как в топку бросаешь, моментально спускают все, что даешь на месяц…» Другие вообще не ценят деньги: «Подумаешь, всего-то пять тысяч деревянных, ну не пять, а пятьдесят, какая разница…» А великовозрастные детки просто не хотят работать «за копейки»: «Что можно купить на эту зарплату? Один айпад, а он у меня и так есть!» Родители чувствуют себя беспомощными и пытаются понять – кто виноват и что делать, как себя вести?
Никакой системы
Культура потребления и обращения с деньгами складывается поколениями. А мы сами, похоже, еще не разобрались, какое место деньги занимают в нашей жизни. К примеру, отношение к деньгам тех, кто разбогател в девяностые годы – «в мгновение ока», не идет ни в какое сравнение с тем, как ценили деньги в семьях, собиравших свой капитал десятилетиями, от отца к сыну, «по копеечке». Прибавим к этому особенности российского менталитета с его легким пренебрежением к деньгам и вечной жаждой праздника, и сразу станет ясно, почему траты – наша любимая национальная игра. Даже наши небогатые соотечественники живут на максимуме своих финансовых возможностей. Трудно представить себе европейца, который ютится в крохотной съемной квартирке на окраине, не имеет стабильных доходов, но при этом покупает шикарный автомобиль, залезая в долги на много лет вперед. А в России жить не по средствам – это нормально.
Но если с одной стороны – «купеческий разгул» с его бездумными тратами, то с другой – накопительство, даже стяжательство. Голодные военные и послевоенные годы, на которые пришлось взросление наших родителей, эпоха тотального дефицита, когда пальто было роскошью, а апельсины праздником, когда антресоли были забиты вещами «на черный день» и «стратегическими запасами гречки» – все это отпечаталось в нашей памяти, здесь корни нашего желания иметь десять сумок, двадцать пар обуви, пять шуб и т. д.
Нашим детям, живущим в атмосфере такого хаотичного, бессистемного отношения к деньгам, конечно, приходится трудно – ведь мы передаем им противоречивые, неясные послания о роли и месте денег, расшифровать которые им просто не под силу. А еще мы подкупаем детей – «платим» им за хорошие оценки, за помощь по дому; меряем деньгами то, что деньгами не измеришь – например, время, любовь, заботу; повторяем установки наших родителей, которые никакого отношения к нынешней жизни уже не имеют; и, наконец, просто стараемся не говорить с ребенком о деньгах.
Финансовый ликбез
Мы почему-то считаем, что зрелое отношение к деньгам придет к детям само собой, по мере взросления – как умение говорить. Возможно, когда-то так и было. Но мир нашего детства и мир наших детей – это две разные вселенные. Поэтому наша задача – дать им конкретные установки, своего рода «свод правил по обращению с деньгами», и организовать «детский финансовый ликбез».
Разобраться со своими ценностями
Чтобы выработать для своих детей ясные правила по взаимодействию с деньгами, в первую очередь мы должны навести порядок в собственной голове. И здесь важно откровенно признаться себе, что на самом деле для нас ценно, а что не очень, какое значение мы придаем деньгам, на что мы готовы их тратить и чем жертвовать ради них и т. д.
Осознание того, чем на самом деле для нас являются деньги и как они соотносятся с другими нашими ценностями, – важный момент для понимания себя, но он вдвойне важен, когда мы становимся родителями и несем ответственность за воспитание наших детей. Надо понять, какие жизненные ценности у нашей второй половины, у других членов семьи, какую информацию от взрослых получает ребенок и всегда ли послания от папы и мамы совпадают.
Пока мы не разберемся в себе и своих близких, все попытки поучать ребенка, «как надо жить», будут противоречивыми и бессмысленными.
«Детям больше нужен пример для подражания, чем критика».
Говорить о деньгах прямо
Что говорить детям о деньгах? Как говорить? И говорить ли вообще? Если свою задачу мы видим в том, чтобы вырастить человека, способного самостоятельно решать денежные вопросы, то говорить с ребенком о деньгах необходимо – это неотъемлемый элемент финансового воспитания.
Деньги ни в коем случае не надо мистифицировать, окутывать ореолом таинственности. На все детские вопросы о деньгах мы должны отвечать максимально просто, прямо, без раздражения и стеснения.
Начинать «финансовый ликбез» стоит, когда ребенку от двух до четырех лет. Дошкольнику уже можно объяснять, что деньги – это эквивалент товаров и услуг, рассказывать, откуда берется зарплата, почему в магазине дают сдачу, сколько конфет или мороженого можно было бы купить на сумму, в которую обошелся ремонт сломанной им игрушки.
Мы вполне можем в присутствии ребенка обсуждать какие-то крупные покупки, планировать отпуск или решать, сколько денег и на какие цели нам необходимо отложить. Когда ребенок станет постарше, можно поручить ему залезть в интернет, проанализировать соотношение цены и качества, найти самый выгодный с его точки зрения вариант. Часто родители, подключив детей к решению материальных вопросов, бывают удивлены, насколько разумными и полезными могут быть их суждения и поступки.
Каждый разговор о семейном бюджете, о тратах и покупках – это повод показать ребенку правильную модель обращения с деньгами, передать ему свой опыт.
«Человеку не нужно ничего сверх того, что ему дала природа. За исключением денег».
Учить обращаться с деньгами
Чтобы научить рационально использовать любой ресурс, этот ресурс надо ограничить. Вначале ограничения вводятся извне – родителями. Например, мы едем с семьей в парк аттракционов и выдаем ребенку определенную сумму денег, объясняя что сверх этого он ничего не получит. Если ребенок маленький, можно предварительно обговорить, на что он собирается потратить эту сумму – что хочет купить, сколько попкорна съесть и т. д. Если это подросток, можно предоставить ему полную свободу. К концу дня станет понятно, как ребенок распорядился финансами. Смысл не в том, чтобы контролировать его траты, а в том, чтобы вовремя корректировать неправильные тенденции в обращении с деньгами и усиливать правильные.
Очень полезно устраивать совместные походы за покупками. Дети наблюдают за нами, имитируют наше поведение, перенимают наши покупательские предпочтения. Еще лучше, если мы научим их думать самостоятельно, интересоваться ценой и прикидывать, стоит ли вещь таких денег.
Чтобы ребенку было на чем учиться, ему нужны карманные деньги. Важный момент: карманные деньги – это не плата за хорошие оценки, уборку комнаты, кормление собаки, это скорее символ принадлежности ребенка к семье. Сумма может быть больше или меньше, но получение карманных денег ни в коем случае не должно быть связано с успехами ребенка, он не должен их лишаться за какие-то проступки.
Для ребенка карманные деньги – это элемент его личной свободы, и задача родителей – научить его этой свободой пользоваться. Поэтому объяснения, как лучше распорядиться карманными деньгами – потратить, сберечь, подарить – никогда лишними не будут. Но окончательное решение – за ребенком, иначе обесценивается сама идея приобретения опыта. Начинать лучше с небольших сумм. Важно, чтобы ребенок понимал ценность этих денег, помнил, что родители их зарабатывают, тратят свое время и силы и что эти деньги являются частью семейного бюджета.
Открыто и честно
Деньги – это своего рода «разновидность энергии», поэтому относиться к ним нужно серьезно, с уважением, но в то же время спокойно и не мистифицируя их. Много лет прожив в обществе, где разговоры о деньгах считались дурным тоном, мы еще по инерции боимся говорить о них откровенно, особенно с собственными детьми.
Деньги – тема действительно сложная, на ней легко споткнуться. Чтобы этого не случилось, нам придется посмотреть на себя со стороны, подумать, что мы делаем не так и что необходимо скорректировать.
Когда наша семейная «денежная политика» выстроена верно, мы можем открыто и честно обсуждать финансовые вопросы с детьми и формировать у них зрелое отношение к деньгам.