На Западе одним из отцов-основателей и пропагандистов позитивного мышления стал хорошо известный Мартин Селигман, в России — психолог и философ, мыслитель, преподаватель, писатель Юрий Орлов. Он разработал систему саногенного мышления (СГМ) — особый способ размышлять об эмоциях, о взаимоотношениях, о любви, о смерти и других темах, волнующих каждого человека. СГМ — это особая философия жизни, помогающая делать ее счастливее и успешнее.
В цикле статей «Давайте мыслить здраво!» мы расскажем про основы саногенного мышления, познакомим читателей с полезными психотехниками, которые составляют основу СГМ.
Конференц-зал Политехнического музея был уже почти полон. Ровно в 18:30 вошел он — высокий, большой, сильный, красивый мужчина пожилого уже возраста, но называть его стариком язык не поворачивался.
Таким я впервые увидел Юрия Михайловича Орлова более 15 лет назад, 21 сентября 1994 года.
Внешность Ю.М. Орлова производила особое впечатление, яркое и отчасти противоречивое. Есть такое выражение: «от сохи». В Орлове была видна такая народная простота — и в лице, и в огромных «крестьянских» кулаках. Но безусловно, он был интеллектуал. Философ и психолог, он не ограничивал свою мысль никакими догматическими рамками, думал, рассуждал, писал, учил широко, заодно прикрывая своим именем деяния своих учеников, например Аркадия Егидеса, открывшего первый в Москве клуб знакомств «Маленький принц».
Юрий Михайлович был прекрасный оратор. Его выступления в Политехническом музее и лекции на курсе «Практическая психология» в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова неизменно заканчивались бурными искренними восхищенными аплодисментами. Свои выступления он называл «размышления вслух» и приковывал внимание аудитории на все время, пока говорил.
Широта тем курса лекций просто поражала: от отдельных эмоций (обида, вина, стыд) до страха смерти, парадигмы ненасильственного управления и восхождения к индивидуальности.
Про язык его выступлений хочется сказать особо. Он умел говорить понятно. И книги его написаны понятным языком. Это не психологическая попса, но и не научная заумь. Быть может, его воззрения на то, как устроены человеческие эмоции, почему возникают конфликты, как объяснить происхождение психосоматических заболеваний, кто-то счел бы слишком упрощенными, однако примитивизма тут не было и в помине: все про жизнь, все про нас.
В моих записных книжках лекций 1994 — 1995 гг. остались десятки оригинальных фраз Юрия Михайловича, но, вырванные из контекста, они не произведут на читателей нужного впечатления. Ограничусь лишь одним примером. Поясняя суть названия системы саногенного мышления (sanos — греч. «здоровье»), Орлов пошутил: «А те, кто мыслят не здраво, попадают в объятия Минздрава!»
После выступлений Юрий Михайлович отвечал на вопросы, которые ему писали на бумажках. Кто пробовал, тот понимает: отвечать на психологические вопросы «из зала» очень трудно. Во-первых, часто вопрос требует такого длинного ответа, что на это просто нет времени. Про такие случаи профессор Борис Братусь, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ, говорит: «Вопрос на ответ в книгу». Во-вторых, люди часто, пользуясь случаем, анонимно спрашивают о себе, о своих сложных ситуациях, и, чтобы ответить более-менее верно, нужно задать им много уточняющих вопросов, а это, понятное дело, невозможно. Орлов отвечал на записки из зала блистательно. Он почти никогда не острил специально, и во время лекций тоже, но его неординарные ответы, яркие примеры, неожиданные, непривычные утверждения часто вызывали смех.
После лекций Орлова всегда наступало чувство облегчения и ощущение понимания, прояснения. Хотя он постоянно говорил, что эффект может быть только после изучения саногенного мышления (СГМ) и некоторого периода самостоятельной практики, даже от его слов становилось легче. Обида, вина, зависть, а особенно — стыд, ощущение своей неполноценности, другие тягостные переживания как-то отступали в свете его мыслей, в общем-то простых и понятных.
Помню, как после лекции о любви Орлов прочитал чью-то записку: «Ну, с любовью теперь все ясно, а вот как жить без любви?» Это самое «все ясно» и было для многих слушателей ключевым переживанием. Ревность, оскорбление, болезнь и даже страх смерти — обо всем Юрий Михайлович умел сказать так, что выйти после лекции на улицу с прежним отношением к теме было просто невозможно.
При первом знакомстве система СГМ производила впечатление размаха замысла. Казалось, времена создания новых универсальных учений давно миновали, а тут перед тобой оказывалась философия всей жизни, понятные объяснения того, как устроена человеческая психика, мышление, эмоции, конфликты, поступки, и самое главное — как следует жить правильно, то есть как сделать свою жизнь более счастливой.
Кто только не говорил о том, что подавлять свои негативные эмоции неполезно для здоровья, с другой стороны, выплескивать эмоции наружу тоже может оказаться чревато. Какой же выход из неразрешимого, казалось бы, противоречия предложил Орлов: негативные эмоции нужно размысливать! Выполнение простого алгоритма приводит к тому, что именно благодаря негативным эмоциям (обиде, вине, стыду, возмущению и др.) человек узнает о своих неосознаваемых и нереалистичных ожиданиях относительно самого себя и других людей. Вместо пустого страдания — самопознание плюс тренировка принятия себя таким, какой ты есть, и других (особенно близких) людей такими, какие они есть. Элегантно и полезно!
Основополагающая специфика саногенного мышления заключается в его направленности на внутренний мир человека, на его эмоции, чувства, переживания (а не на решение задач, которые ставит окружающий нас внешний мир). Например, человек может размышлять над конфликтной ситуацией с целью перестать обижаться, или ревновать, или стыдиться, или бояться и т. д.
Если человек умеет размышлять об эмоциях так, что его внутренняя напряженность уменьшается, тем самым снижая вероятность психосоматических заболеваний, то такое мышление и есть саногенное, то есть порождающее здоровье. Противоположностью ему является патогенное (порождающее болезнь) мышление — это наш обычный образ мыслей, обусловленный стереотипами, автоматизмами, привычками.
Особенности саногенного и патогенного мышления ясно высвечиваются в сравнении и могут быть наглядно представлены в виде таблицы, составленной на основе работы Татьяны Васильевой «Саногенное мышление учащегося, учителя» (Калининград, ГИПП «Янтарный сказ», 2000 г.).
Орлов подготовил серию брошюрок-методичек, представляющих собой в совокупности курс СГМ. На первую из них я даже написал по его просьбе свой отзыв.
Юрий Михайлович ушел в 2001 году. Как дорогую реликвию я храню подписанную им его книгу «Восхождение к индивидуальности», которая стала библиографической редкостью.
Поэт советовал пользоваться шампанским и «Женитьбой Фигаро» в качестве антидепрессантов. Каждому свое. Когда я перелистываю записные книжки с непричесанными конспектами высказываний Юрия Михайловича Орлова, в памяти живо возникает его мощная фигура, его голос с неповторимыми интонациями, и становится легче.
• Умение концентрировать внимание, сосредоточиваться на предмете размышления
• Умение прерывать неприятные воспоминания после того, как из них извлечен урок и опыт
• Способность рассматривать свои поступки и свой опыт как бы со стороны (рефлексия)
• Осознание умственных действий, которые порождают эмоции
• Угашение эмоциональной яркости образов прошедших событий благодаря размышлению о них в состоянии расслабления, внутреннего покоя
• Концентрация на том, что происходит в настоящий момент
• Поведение человека определяется им самим исходя из анализа реальной ситуации и своих подлинных чувств
• Способность устанавливать с людьми близкие доверительные отношения
• Мечтательность и игра воображения, переходящие в отрыв от реальности
• Неконтролируемый повтор в мыслях травмирующих ситуаций
• Неумение анализировать свое поведение
• Непонимание происхождения эмоций и отношение к ним как к неконтролируемым явлениям
• Частые воспоминания о прошлом с обвинениями себя или других людей
• Беспокойство по поводу возможных будущих несчастий
• Надевание маски, проигрывание усвоенных в детстве ролей, следование культурным стереотипам
• Избегание откровенных отношений с людьми, вместо этого стремление ими манипулировать