Деньги любят, их презирают, за них убивают и рожают, на них выигрывают войны и проигрывают революции, покупают лучшие места в партере и на кладбище. Раньше даже отпускали грехи, но практика не прижилась, да и в раю места не продаются. Даже за баксы. Даже за много.
Сентенция о том, что деньги – зло, существует не первое столетие. Была даже идея об их полной отмене – в перспективе, когда коммунизм победит не только в отдельно взятой стране, а во всем мире. До исполнения дело не дошло, но идея продолжает будоражить умы, и вот уже появились люди, которые принципиально не пользуются деньгами во взаиморасчетах, например 69-летняя психотерапевт Хайдемари Швермеря, которая 16 лет живет совсем без денег. Поговаривают, у нее немало единомышленников. Правда, пока их попытки больше напоминают протест и большинством воспринимаются как чудачество.
Я полагаю, правильнее было бы воспринимать деньги как вещь в себе – они не являют собою ни Божий промысел, ни дьявольский замысел, они лишь призма, через которую преломляются наши собственные страсти и устремления, зачастую довольно причудливо. Все дело в том, как ими пользоваться и как к ним относиться. Ах, да, и еще – как их зарабатывать.
Подводя итог многолетних исследований, психолог из Гарвардского университета Дэниел Гилберт в своем бестселлере «Спотыкаясь о счастье» приходит к выводу, что деньги способны сделать человека субъективно счастливее, если они помогают ему перейти из нищеты в средний класс. А дальше происходит парадоксальное явление: даже если состояние будет исчисляться многими миллионами, сильно счастливее человек уже не станет. Уровень его счастья не будет разительно отличаться от такового у северогренландского инуита или же скотовода из кенийского племени масаи.
А между тем как раз ничего неожиданного в этом и нет. Безусловно, любой из нас будет чувствовать себя лучше и радостнее, когда не надо думать о куске хлеба и о крыше над головой. Но вот в руках – гарантированный ежедневный бутерброд, и вкушаем мы его, восседая среди нескольких десятков квадратных метров приватизированной жилой площади, – и тут нас настигает, нет, не демон алчности, а пока всего лишь потребительский зуд. И хочется, чтобы бутерброд был с икрой, можно и с красной, но в идеале – с черной. Метров могло бы быть побольше и элитнее, например на третьем этаже. И вообще, чтобы все как у людей: машина, дача, гараж, а в перспективе вилла, яхта и посадочная полоса. И вот уже мы не рады тому, что имеем, а несчастны из-за того, что не можем себе позволить.
Почему так происходит?
Вспомним пирамиду потребностей, которую предложил американский психолог Абрахам Маслоу. Есть одна непреложная закономерность: потребности физиологического и социального уровней принципиально невозможно удовлетворить раз и навсегда. Человек может достичь определенных высот познания, самовыражения, сформировать свою неповторимую мировоззренческую концепцию – и на том остановиться. Но он вряд ли когда-нибудь скажет: «Все, больше не пью!» Хм-м… Точнее, сказать-то он может, но не в той ситуации и не о той жидкости, что первыми приходят на ум. С дыханием у него завязать тоже не получится, на анаэробный цикл еще никто безболезненно не переходил. Точно так же дело обстоит и с социальными потребностями, деньги как раз сюда-то и относятся, и они будут нужны постоянно.
Другая интересная закономерность – что чем выше духовный уровень, чем больше удовлетворяются его потребности, тем более умерен человек в притязаниях на потребности уровня социального. Не потому, что он себя в чем-то ограничивает или чего-то лишает. Ему просто не надо так много. Наоборот, для человека, зацикленного на чем-то обыденно-бытовом, никогда не бывает достаточно денег и вещей. Зато всегда перед носом висит привязанная морковка со слоганом «Чтобы все как у людей!».
ПИРАМИДА МАСЛОУ
Наши потребности:
1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Если немного ее упростить, то получится три основных уровня потребностей:
1. Физиологический (соответствует физиологическим потребностям в пирамиде Маслоу).
2. Социальный (потребности экзистенциальные + социальные + престижные).
3. Духовный (соответствует духовным потребностям).
бизнес-тренер, бизнес-консультант, гештальттерапевт