Сторителлинг – это искусство создавать информационный контент в формате истории. Он входит в список главных трендов бизнес-сферы. Сторителлинг считают не бытовым пересказом событий, а полноценным маркетинговым приемом. Хорошие истории способны завлечь потенциального клиента и побудить его к покупке.
В статье мы рассмотрим, что такое сторителлинг, где и для чего используется, правила и основные составляющие, какие существуют виды и форматы, примеры историй, как освоить все техники этого современного тренда.
Что такое сторителлинг
Сторителлинг – это эффективный инструмент, который часто используют для привлечения покупателей. Он бывает в виде текста, видеоролика, подкаста или онлайн-выступления. Навыки сторителлинга помогают в развлекательном формате донести до пользователя нужную информацию.
Отличительная особенность сторителлинга заключается в наличии следующей структуры:
- завязка;
- подробное описание главной проблемы;
- поиск решения проблемы;
- развязка.
История возникновения сторителлинга началась еще в древние времена, когда люди пересказывали друг другу поучительные истории у костра. Первым, кому пришла идея внедрить сторителлинг в бизнес, стал Д. Армстронг. В своей книге «MBSA: Как управлять, собирая истории по округе» он рассказал о том, какую пользу несет сторителлинг для экономических показателей компаний. Работая над своей теорией, он руководствовался психологическими факторами. Человеку гораздо удобнее запоминать истории из жизни, чем сухие факты.
Цели и задачи
В повседневной жизни пересказ историй особой цели не имеет. В бизнесе сторителлинг имеет конкретное назначение и функции. Главная цель сторителлинга – мотивация покупателя на определенное действие. Например, на подписку, покупку или звонок.
История не может быть сухой констатацией фактов. Чтобы заинтересовать покупателя, нужен яркий сюжет. Собеседник должен сопереживать главному герою и видеть в нем себя. В истории обязательно должно присутствовать решение определенной проблемы или конфликта.
К задачам сторителлинга относят:
- захват внимания собеседника;
- вызов симпатии к главному герою;
- побуждение к определенным действиям.
Сферы применения сторителлинга
Технологии сторителлинга могут использоваться практически в любой сфере бизнеса. Зная, как использовать силу историй, можно добиться увеличения прибыли в маркетинге, рекламе, журналистике, политике, образовании и при налаживании отношений в коллективе.
Виды и форматы
Сторителлинг может рассказывать как о вымышленных, так и о реальных персонажах. Его аудиторией может стать широкая или небольшая группа лиц. Именно эти факторы лежат в основе его классификации.
Принято выделять следующие виды сторителлинга:
- Культурный сторителлинг включает в себя истории, основанные на нравственности и морали. В них могут подниматься вопросы веры.
- Социальный сторителлинг объединяет определенную группу людей по какому-то признаку. Он особенно актуален при работе с коллективами. Информацию преподносят в виде слухов и сплетен. Люди внимательно выслушивают истории и примеряют их на себя.
- Семейный сторителлинг касается родственных связей и проблем поколений. Например, для ребенка поучительным будет рассказ о его деде, достигшим успеха благодаря своим незаурядным способностям. Это вызовет гордость и мотивацию на свершения.
- Необъяснимый сторителлинг основан на информации, которую невозможно проверить. При этом сюжет истории может будоражить и вызывать чувство страха.
Формат сторителлинга определяется способом донесения информации. При его выборе нужно учитывать, на какой площадке будет транслироваться история.
Существуют следующие форматы сторителлинга:
- Цифровой сторителлинг предполагает донесение информации в виде анимации, игры или видеоролика. Этот формат считают наиболее дорогостоящим.
- Разговорный сторителлинг включает в себя презентации и публичные выступления. Ярким примером служит TED Talks. В нем используются лучшие стандарты повествования.
- Письменный формат – статьи в блогах, книги и публикации в тематических изданиях. Этот формат считают наиболее доступным и дешевым из всех существующих.
- Аудиоформат – истории в виде подкаста или записанного монолога.
Главные правила сторителлинга
Успешный сторителлинг должен быть выполнен по определенному алгоритму. В противном случае он не выполнит возложенные на него задачи.
Ключевые принципы сторителлинга:
- Необходимо придумать главную идею истории. В сторителлинге красной нитью должна быть протянута основная мысль.
- Следующий шаг предполагает определение аудитории. Для каждой из них будет актуален свой подход. Например, детям можно доносить нужную информацию через мультфильмы или сказки.
- Не менее важный этап – придумывание главного героя. Он важен так же, как и идея истории. Персонаж должен вызывать сопереживание и сострадание у аудитории.
- Определение мотивации главного героя поможет очеловечить его. Дополнительно можно продумать его желания, используя пирамиду потребностей Маслоу.
- Создание мира, в котором герой существует.
- Формирование логичной структуры истории. У слушателей не должно возникать вопросов к озвученному. Структура помогает трансформировать сторителлинг в конечное произведение.
- Создание завязки. Она представляет собой событие, которое поместило главного персонажа в неоднозначную ситуацию. Например, потеря ключей или поломка машины.
- Поиск конфликта или проблемы. К этому пункту относятся препятствия, которые мешают главному герою добиться желаемого. Против человека может выступать общество, обстоятельства или стихия. Конфликт также может быть и с самим собой.
- Преодоление препятствий. Важно, что главный персонаж сумел преодолеть препятствия на своем пути. Это послужит мотивацией для аудитории.
- Кульминация – это главное событие в истории, которое кардинально меняет ситуацию. Оно должно быть захватывающим и эмоциональным.
- Концовка включает в себя логическое завершение истории. Она должна вызывать у читателя чувство удовлетворения.
Основные элементы сторителлинга
Сценарий сторителлинга строится на основе совокупности элементов. Каждому из них отводится своя функция. Если второстепенные элементы можно заменить или выкинуть из истории, то без основных история не окажет должного эффекта.
К основным элементам сторителлинга относят:
- Наличие главного героя. Чтобы сформировать связь с аудиторией, нужно создать образ, которому можно сочувствовать и сопереживать. Даже если персонаж вымышленный, люди будут пропускать происходящее с ним через себя.
- Место и время событий. Чтобы читатель полностью прочувствовал атмосферу, нужно погрузить его в определенную локацию. Для этого нужно указать, когда и где происходили описанные события.
- Кульминационный момент делает историю более жизненной. Без него обойтись не получится. Главная функция кульминации заключается в оказании поучительного эффекта.
- Развязка может быть как положительной, так и отрицательной. Главное – это ее наличие. После кульминации обязательно нужно побудить аудиторию к какому-либо действию.
Как написать отличную историю: техники и приемы сторителлинга
С каждым годом актуальность сторителлинга только увеличивается. Это связано с его эффективностью. Мало написать интересную историю, нужно сделать так, чтобы призыв к определенным действиям не выглядел слишком навязчивым. Для этого необходимо прибегнуть к ряду специальных техник и приемов.
К основным приемам сторителлинга можно отнести:
- Разбавление повествования диалогами. Это не только сделает текст более интересным, но и добавит ему жизненности.
- Добавление эмоций. Читатель должен чувствовать гнев, сопереживание и радость за главного персонажа.
- Использование сравнений и метафор. Они помогут читателю визуализировать описанные события. При этом важно не переусердствовать с эпитетами.
- Умеренная детализация. Необходимо делать упор на главную мысль сюжета. Деталей не должно быть слишком много.
- Особое внимание нужно уделить созданию заголовка. Именно он привлекает аудиторию. Если заголовок неинтересный, потенциальных клиентов будет очень мало.
- История не должна быть слишком длинной. Согласно статистике, читатель способен удерживать свое внимание не более 5 минут.
Примеры историй в формате сторителлинг
Чтобы понять сущность сторителлинга, достаточно взглянуть на его примеры. В них хорошо прослеживается структура истории и четко видна основная мысль.
История №1
Сережа не любил посещать школу из-за предвзятого отношения одноклассников. Его дразнили за то, что он жил в бедной семье. Сережу воспитывала мать и бабушка. Они всячески старались обеспечить мальчика, но это удавалось с трудом.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, Сережа не сломался. Он продолжал ходить в школу и пытался наладить контакт с одноклассниками. С самого детства мама и бабушка убеждали его в важности получения образования.
Сегодня Сережа – успешный бизнесмен, у которого есть все, что нужно. Он обеспечивает не только себя, но и своих близких. Все, что у него есть – результат упорного труда и серьезного отношения к обучению.
История №2
Девушка Оля долгое время была в поиске работы, но в своем городе могла претендовать лишь на низкооплачиваемые вакансии. Друзья и знакомые давали ей разнообразные советы, но девушка решила пойти своим путем. Она решила вложить оставшиеся у нее средства в раскрутку собственного бренда.
Через 3 года Оля стала известной в городе швеей. Она не побоялась пойти против системы, открыв дело, которое многие считали неприбыльным. Оля много трудилась и теперь вправе собой гордиться.
Где учиться сторителлингу: курсы, книги, тренинги
Обучение сторителлингу позволяет открыть для себя новый формат донесения информации. На первый взгляд он может показаться достаточно легким, но в написании историй имеется немало подводных камней. Чтобы хорошо разобраться в сторителлинге, стоит пройти обучение в специализированных местах.
К популярным онлайн-курсам по сторителлингу относят:
- курс от Skillbox;
- занятия в формате вебинаров от Hedu;
- погружение в дата-сторителлинг с Нетологией;
- курс от Geekbrains;
- 5-недельная онлайн-программа от 4Brain.
Полученные знания обязательно нужно закрепить соответствующей литературой. Она поможет ознакомиться с разным видением этого формата.
Популярные книги о сторителлинге:
- «Психология для сценаристов. Построение конфликта в сюжете» от Уильяма Индика;
- «Сторителлинг. Как использовать силу историй» от Аннет Симпсон;
- «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства» от Блейка Снайдера;
- «Как хороший сценарий сделать великим» от Линды Сегер;
- «История на миллион долларов» от Роберта Макки.
Сторителлинг – эффективный инструмент привлечения потенциальных клиентов. При правильном подходе он может приносить бизнесу существенную пользу. Сторителлинг увеличивает лояльность к бренду и стимулирует ЦА к целевому действию.