Как показали исследования ученых Университета Ньюкасла, родители, которые регулярно читают книги вместе с маленькими детьми, обеспечивают им явное преимущество в развитии языковых навыков по сравнению со сверстниками примерно на восемь месяцев.
Команда экспертов в области языкознания под руководством профессора Джеймса Ло (James Law, Professor of Speech and Language Sciences) пришла к выводу, что восприимчивость к языковым навыкам и возможность понимать информацию повышается, когда дошкольники читают со взрослыми.
Последние 40 лет они регулярно проводили в разных странах тесты по чтению среди школьников, которые самостоятельно изучали книгу или электронный носитель или занимались чтением с родителями или опекунами.
В процессе исследования ученые искали подтверждение влияния раннего чтения с дошкольниками на восприимчивость, понимание, выразительность языка (проверялись словарный запас и грамматика) и дошкольные навыки (например, как собрать слово). Результаты были положительными для каждой категории детей.
Тесты показали, что дети из социально неблагополучных семей получили больше пользы от общения со взрослыми во время совместного чтения, чем другие ребята.
Профессор Ло подчеркнул, что чтение с маленькими детьми полезно для их развития и последующей успеваемости, но восьмимесячное преимущество, выявленное в этом исследовании, было поразительным. Согласитесь, что восемь месяцев – довольно большая разница в языковых навыках, особенно для детей в возрасте до пяти лет. Эта возможность быстрее понимать информацию предсказывает дальнейшие социальные и образовательные различия. Кстати, именно эти детские языковые навыки труднее всего изменить.
Средний возраст детей, участвующих в 16 исследованиях, включенных в доклад, составлял 39 месяцев (три – четыре года), рассматривались навыки ребят из пяти стран: США, Южной Африки, Канады, Израиля и Китая.
Многочисленные исследования показали, что дети с заторможенным языковым развитием хуже учатся в школе и не имеют значительных результатов в дальнейшей жизни. Исследователи призывают содействовать чтению книг с родителями.
«За эти годы было много инициатив по доставке книг в дома с маленькими детьми, – сказал профессор Ло. – Но этого недостаточно».
Чтение с маленькими детьми имеет мощный эффект. По этой причине его следует активно продвигать, что может реально изменить ситуацию.
- Источник: http://www.nuffieldfoundation.org
- Перевод: Илья Смагин