ДОСЬЕ
Илья Плужников – клинический психолог, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, кандидат психологических наук, член Российского психологического общества (РПО), член Российского общества психиатров (РОП), старший научный сотрудник отдела по изучению эндогенных психических расстройств и аффективных состояний Научного центра психического здоровья.
НАША ПСИХОЛОГИЯ: Илья Валерьевич, давайте для начала дадим определение: что такое привычка?
ИЛЬЯ ПЛУЖНИКОВ: Даже не давая определения, можно сказать, что такое понятие, как «привычка», относится к поведенческой психологии. То есть это категория поведения – некая его форма, которая повторяется чаще других.
Существует направление в психологии под названием бихевиоризм – это поведенческая психология. Она сводит все формы психической жизни человека к поведению и, значит, к привычкам. Потому что любой человек движется по какой-то траектории, эта траектория и есть набор привычек.
Бывают, как известно, вредные и безвредные привычки. А для психолога, конечно, важно знать природу и проявления вредных привычек.
НП: Когда непсихологи говорят о вредных привычках, чаще всего имеют в виду курение и алкоголь. А на самом деле можно ли рассматривать эти человеческие пристрастия в качестве привычек?
И.П.: Курение – это вредная привычка с бытовой точки зрения. Если считать привычкой некое действие, которому можно научиться, а потом отучиться самостоятельно, то курение – действительно привычка. Ведь многие люди способны бросить курить без какой-либо помощи.
И все же курение табака и употребление алкоголя – это не самые удачные примеры. Психологи, как правило, рассматривают их как зависимости – от табака или спиртного. Но если мы говорим об алкоголизме, то это наркологическое заболевание.
Вредными называют те привычки, от которых человек страдает сам, плюс они оказывают значительное влияние на его социальное функционирование. Например, онихофагия – это привычка грызть и ковырять ногти. Она возникает часто в детстве. По статистике у большинства людей она проходит с возрастом. Но может проявляться и у взрослых. Если говорить на клиническом языке, это компульсивность, то есть навязчивое действие. Существует целая группа компульсивных расстройств, таких как расковыривание прыщей, обкусывание ногтей, скрежет зубами, выдергивание волос. Все это считается привычками и в обыденном сознании, и в клинической психологии.
Изначально такие привычки нельзя назвать вредными, ведь ребенок, ковыряющий ногти, особо от этого не страдает. Сложнее становится, когда этим продолжает заниматься подросток или взрослый.
Тогда эта привычка начинает оказывать влияние на социальное позиционирование. Примеров тут может быть множество: скажем, человека начинает волновать, что подумают о нем люди в связи с этой привычкой. Или же, в случае с расчесыванием прыщей, это становится сильно заметно, и требуется помощь дерматолога, потому что раны перестают заживать. Привычка приобретает флер невроза…
МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ВЫ СДЕЛАЕТЕ ЗАВТРА
С тех пор как маркетологи освоили технологии наблюдения за покупателями, они обнаружили, что могут многое предсказать. Так, наши привычные покупки свидетельствуют о смене образа жизни. К примеру, когда люди женятся, один из супругов меняет сорт кофе. Или если вы купили купальник в апреле, вы купите солнцезащитный крем в июле, а в декабре вам понадобится сесть на диету.
Wal-Mart, самая крупная сеть супермаркетов в мире, стала недавно использовать прогнозы погоды для определения того, что рекламировать. Например, если солнечно, слабый ветер и температура около 24° С, люди охотнее покупают ягоды; при 27° С – салаты. На небе тучи, умеренный ветер, но без дождя и под 30° С – и людям подавай стейки, а в 32° С – бургеры.
Анализ корзины покупателя может предсказать даже беременность. Рождение ребенка и первые годы его жизни заставляют нас из-за нехватки времени покупать все в одном месте. И для маркетолога важно привлечь покупателей в свой магазин. Именно эту задачу решал для американских супермаркетов Target талантливый аналитик Эндрю Пол. Нужно было по покупкам «отловить» женщин на втором триместре беременности. И ему это удалось. Пол выяснил, что процент покупок гипоаллергенного лосьона без отдушки начинает стремительно расти как раз во втором триместре. Затем Эндрю «научил» систему по покупкам предсказывать время рождения ребенка. Запустив алгоритм по базе данных всех покупателей супермаркета, аналитик обнаружил десятки тысяч беременных женщин, которым можно было посылать рекламу. Дело закончилось скандалом, когда отец несовершеннолетней дочери возмутился приходящей к ней рассылкой. Однако позже выяснилось, что его дочь действительно беременна и скрывала это, пока могла.
НП: По моим наблюдениям, такие привычки есть у многих взрослых. Стоит только посмотреть по сторонам в московских пробках – замечаешь, как многие водители ковыряются в носу. Или пойти в лес с друзьями – тут же выясняется, что кому-то обязательно нужно расчесать комариный укус до крови. Неужели человек невозможен без такого рода привычек?
И.П.: Да, такие поведенческие проявления действительно встречаются очень часто. Но к клиническим психологам люди обращаются в том случае, когда привычка становится настоящей пробле-мой. Расчесывание комариных укусов может доставлять неудобства только летом. Настанет зима – не будет комаров, не будет и проблемы. Гораздо хуже, когда идет длительное воздействие, которое приводит к каким-то серьезным последствиям.
НП: Как привычки превращаются в неврозы, в патологию?
И.П.: Это самый сложный вопрос: как и чем норма отличается от патологии? Здесь существует множество механизмов, которые представлены на всех уровнях: и на биологическом, и на психологическом, и на социальном. Например, есть биологические исследования, которые показали, что если во время перинатального развития (внутриутробно) были какие-либо проблемы, затронувшие формирование базальных ганглий (комплекс подкорковых нейронных узлов, расположенных в центральном белом веществе полушарий конечного мозга – прим. редакции), то вероятность того, что безобидная привычка перерастет во взрослом возрасте во что-то серьезное, увеличивается. С другой стороны, при отсутствии физиологических факторов могут сработать социальные, например дисгармоничная семейная система. То есть если между мамой и папой есть какой-то конфликт, у ребенка привычка грызть ногти или ковырять в носу может зафиксироваться как механизм решения проблем.
Допустим, родители ругаются, но, как только замечают, что ребенок в этот момент выдергивает волосы, они переключаются с разборок между собой на оказание помощи малышу. Ходят с ним по врачам и психологам. Таким образом, бессознательно дите открывает для себя, что стоит начать рвать волосы, как проблемы между близкими людьми исчезают. Но если мама с папой обратятся к семейному психотерапевту и решат свои вопросы, привычка у ребенка сама сойдет на нет.
НП: Существует некий миф: если повторять одно и то же действие 21 день, то оно закрепится в качестве привычки. Это действительно работает?
И.П.: Представьте: вы будете 21 день совершать неестественный поворот плечом влево. На 22-й день сохранится это как привычка? Может быть, на несколько дней. Но за настоящей привычкой всегда что-то стоит… Чтобы она закрепилась надолго, в ней должен быть смысл.
Причем, как правило, «все проблемы из детства». То есть этот самый смысл закладывается в довольно нежном возрасте. И после 20 лет выяснить, с чего началось «расковыривание прыщей», нелегко. Но причина есть всегда. Бессмысленное движение или действие не сохранится на годы. Но стоит поставить себе конкретную задачу… Допустим, человек обладает неразборчивым почерком. Буквы Т и Ш в прописном варианте у него неразличимы. Он решает ставить над Т и под Ш горизонтальные черточки, чтобы опознавать их. Это привычка? Да. Она осмысленна? Конечно. И она необходима. А потому закрепляется на всю жизнь.
НП: Родители в детстве часто говорят что-то вроде «я хочу привить тебе привычку класть вещи на свои места» или «чистить зубы два раза в день». Но являются ли эти действия привычками?
И.П.: Это более сложные вещи. Они скорее относятся к условным рефлексам и поведенческим установкам. Ведь если наказывать или поощрять ребенка за что-то – действие закрепляется. Буквально – это условный рефлекс. Не будете наказывать или поощрять – никакой «привычки» не появится.
В поведенческой психологии и педагогике есть такая методология воспитания. Остается только выбрать, будете вы действовать кнутом или пряником. Но в нашей отечественной школе психологии все равно считается, что в первую очередь ребенку нужно донести смысл и важность действия, которое вы хотите закрепить. Ребенок должен как минимум видеть, как организуется навязываемый порядок у родителей. Таким образом, он принимает его. И может начать действовать так же. Я считаю, что это – стереотипы поведения, научения, а не привычки. Хотя в жизни мы употребляем именно слово «привычка». Например, как вы уже сказали, «привычка чистить зубы два раза в день».
СКОЛЬКО ДНЕЙ ДО ПРИВЫЧКИ?
Мы все слышали, что привычка формируется… столько-то дней. Но только недавно психологи из Университетского колледжа Лондона выяснили это экспериментально.
Почти 100 участников задались целью создать новую полезную привычку. На протяжении 84 дней эксперимента они должны были выполнять одно и то же действие, не пропуская ни один день. Одни испытуемые решили выпивать бутылку воды или съедать один фрукт во время обеда, другие – выходить на пятнадцатиминутную пробежку перед ужином или отжиматься определенное число раз от пола до завтрака, и тому подобное. Автоматизм оценивался на веб-сайте эксперимента. Выяснилось, что каждому участнику понадобилось разное время для создания привычки – от 18 до 254 дней (это предсказанное число дней, поскольку эксперимент длился меньше по времени).
В среднем формирование привычки требовало 66 дней. Однако магии в 66 днях нет – половина участников даже после 84 дней не превратили действие в привычку. Оказалось, что чем сложнее новое поведение, тем больше времени требуется для доведения его до автоматизма. Съедать фрукт за обедом – проще, чем выходить на пробежку, и последняя требовала в полтора-два раза больше дней, чтобы приблизиться к привычке.
Что важно, первые дни – наиболее критичны. Активные повторения в самом начале дают существенный задел автоматизма. Когда привычка сформируется, количество повторений перестает быть важным. Пропустить день-два – не страшно, но слишком много пропущенных дней, даже разбросанных по времени, начинают разрушать автоматичность поведения.
НП: Я как-то пыталась привить себе привычку сидеть прямо. Но все время про это забывала. Есть ли какие-то проверенные механизмы воспитания у себя полезных привычек?
И.П.: Рецепт, вероятно, один: надо понять, зачем тебе это. Прочувствовать. И какое-то время находиться в рефлексии этого. Например, вы говорили о 21 дне. В психотерапии есть технология использования дневников и звонков. Поставьте себе срок в 21 день, заведите дневник и установите будильник, который будет звонить несколько раз в день и напоминать о том, что вы решили закрепить. В дневник нужно записывать, как у вас получается выполнять поставленное самой себе задание.
А вот чтобы избавить от какой-либо дурной привычки, необходимо с помощью психолога или психоаналитика разо-браться, какую роль этот симптом играет в жизни человека? Что фиксирует дурная привычка? Плюс, конечно, существуют поведенческие технологии. Например, если человек грызет ногти, то можно приобрести в аптеке специальный горький лак для ногтей. Будет работать так называемое негативное обусловливание: за тем, как рука потянется ко рту, последует наказание – неприятный вкус.
Но я хотел бы заметить: нет ничего в патологии, чего бы не было в норме. Риск, что какая бы то ни было привычка превратиться во вредную, а из вредной станет патологией, всегда существует. Изучением этих процессов и занимается клиническая психология.
НП: Какие самые странные привычки вам встречались?
И.П.: Я знаком с чисто клиническими примерами, они выходят за рамки конкретно привычки. Это в основном компульсии. Например, часто встречается такой «заскок»: человек решает никогда не наступать на трещинки в асфальте. А у меня был пациент, который не мог наступать на белое. То есть ему не удавалось самостоятельно избавиться от ощущения, что если встать на белое, то произойдет какое-то несчастье. И если он все же наступал нечаянно – нужно было проделать целый ритуал: вернуться на 10 шагов назад, повернуться вокруг своей оси и что-то еще. Он знал все станции метро, которые представляли для него «опасность», и выбирал только те, по которым мог перемещаться, не сделав ни шагу на этом цвете. Это настоящее обсессивно-компульсивное расстройство – уже болезнь.
НП: Можно ли сказать, что каждый из нас – это всего лишь набор привычек?
И.П.: Есть расхожее выражение: «Привычка – вторая натура». Поведенческий психолог сказал бы «да». Но я считаю иначе. Привычке можно обучить, и от нее можно отучить. Но есть некие смысловые, стержневые образования – то, что называется личностью. Она, наверное, с привычками связана, но состоит не только из них.
Но и совсем без привычек нельзя. Это в некотором роде стиль деятельности человека. То есть содержание деятельности мы выносим за скобки. А вот как он эту деятельность выполняет – это привычки.
НП: Говорят, что привычки формируются еще и для того, чтобы помогать нам упрощать выполнение каких бы то ни было действий… Они как надежные проверенные алгоритмы, на поиски которых не нужно каждый раз тратить время и силы.
И.П.: Ситуации и сфера деятельности бывают разными. В некоторых случаях это действительно так. Но мне кажется, что чаще привычки, в этом смысле, мешают человеку. У нас сейчас настолько динамичная жизнь, новые задачи так быстро появляются и так быстро меняются, что привычки превращаются в своеобразный панцирь. И тогда человек не может справиться с новой проблемой «в силу привычки». Это называется зависимостью от внутреннего поля. Поэтому в наше время необходимо быть более «поленезависисым», гибким, то есть креативным. Человек, нагруженный привычками, это ригидный человек (от латинского rigidus – жесткий, твердый, неэластичный – прим. редакции).
Допустим, ваша работа требует автоматизации действий. Но если вы задумаетесь о том, как «перевыполнить план», вам придется выйти за пределы привычной схемы или привычки. Придумать, как изменить процесс, чтобы добиться большего результата.