Юмор издавна считался тем, что отличает человека от животного. Он социален по своему происхождению и универсален по своим функциям и проявлениям на протяжении всего существования человечества. Античные драматурги создавали комедии, над которыми более двух тысяч лет смеются зрители, скульптурные изображения египетских фараонов, древнегреческих куросов и кор, индийские и азиатские статуи Будды, не сговариваясь, улыбаются современным людям сквозь толщу времени, а над загадкой «улыбки Джоконды» бьется не одно поколение искусствоведов.
Исследования юмора
Психологические теории юмора тоже ведут свою историю из времен Античности. Наиболее раннюю связывают с именами Платона и Аристотеля, которые считали юмор одной из форм проявления агрессии. С ними соглашались и более поздние философы эпохи Просвещения. А вспоминая в контексте модной сегодня темы буллинга, какими жестокими могут быть «шутки» учеников средней школы, трудно не согласиться с актуальностью этих представлений и для современных реалий.
В современной психологии юмор исследуют в когнитивной, возрастной, социальной, клинической психологии и психологии личности, а также в смежных с ними отраслях психофизиологии и медицины. И понимание его психологической природы все больше усложняется.
Юмор у приматов
Современные исследования продемонстрировали, что смех у обезьяны и человека сопровождает схожие игровые ситуации и, судя по всему, имеет общее эволюционное происхождение. Высшим приматам в определенной мере доступен и юмор. Так, знаменитые шимпанзе (бонобо) Канзи и горилла Коко, с которыми долгие годы работали ученые, способны были шутить на уровне двух-трехлетнего ребенка. Однако дальше этого уровня дело пока не пошло.
Юмор у младенцев
Способность смеяться имеет врожденную природу. Уже на втором – третьем месяце от рождения у младенца появляется «социальная улыбка» как один из первых способов коммуникации с заботящимися о нем людьми, к третьему – четвертому месяцу он начинает смеяться в ответ на «заигрывания» взрослых, а к году проявляется полноценное чувство юмора. Далее, по мере взросления, чувство юмора все больше связывают с высоким уровнем развития интеллекта и креативностью человека.
Сардонический смех
В доисторические времена смех считался носителем жизни. Например, в представлении древних людей от смеха можно было забеременеть. По утверждению мифологов, этот мотив дошел до наших дней, к примеру, в запрете на длительное «беспричинное» веселье в женской компании, «чтобы потом не пришлось плакать». Смех также связывали с надеждой на возрождение после смерти.
Этнографы описывали у северных народов ритуалы, согласно которым полагалось смеяться в лицо смерти, рассказывая ей похабные истории, а все участники ритуального убийства стариков на острове Сардиния, включая самих убиваемых, должны были громко смеяться на протяжении всей церемонии (откуда, собственно и произошло название «сардонический»). Смехом пытались защититься от смерти и в ситуации деторождения, для чего специально смешили рожениц во время схваток.
Да и сегодня в Сети можно найти видеосюжеты со странными для европейского глаза ритуалами похорон у африканских народностей, когда присутствующие вовсю веселятся, танцуют и шутят, провожая покойного.
«Юмор висельника»
Позднее, в эпоху Просвещения, способность шутить перед лицом смерти переинтерпретировали в проявление мужества. Тут череду блестящих примеров оставили после себя сторонники и враги Великой французской революции, которые, похоже, участвовали в жутком заочном соревновании – кто скажет более едкую фразу перед тем, как лишиться головы.
Недаром мемуары французского палача Шарля Анри Сансона пестрят многочисленными примерами предсмертного юмора его клиентов. Сюда же можно отнести и использование юмора как средства совладания со страхом смерти, о чем хорошо знают участники боевых действий.
Перед лицом смерти
Некоторых людей чувство юмора не оставляло и перед лицом смерти естественной. В истории осталось немало тому свидетельств. Взять хотя бы знаменитую фразу Оскара Уальда: «Или я, или эти мерзкие обои в цветочек…» – или язвительное замечание Сомерсета Моэма: «Умирать – скучное занятие. Никогда этим не занимайтесь!».
Черный юмор
К защитным видам юмора можно отнести и так называемый «черный юмор», который в зависимости от ситуации помогает справиться с целым рядом психологических проблем и ситуаций, начиная с общей тревоги перед жизнью и заканчивая невыносимыми условиями существования. В последнем случае юмор становится способом выживания.
Недаром практически все прошедшие через ужасы концентрационных лагерей авторы среди рекомендаций по совладанию с ситуацией, наряду с нарушением дисциплины, всегда указывали юмор. Дело в том, что шутка хотя бы на время разрушает/перебивает монотонное течение невыносимой реальности и, таким образом, служит способом психологического сопротивления.
Самоирония
Самоиронию считают признаком высокого интеллекта, здоровой самооценки, да и в принципе психического и личностного здоровья. При этом собственное физическое здоровье вполне может выступать объектом насмешек. Мой хороший товарищ, с рождения имеющий инвалидность, как-то поделился со мной, что на практике означает его диагноз «остаточные явления детского церебрального паралича», в такой формулировке: «Все, что осталось после ДЦП, – твое!»
Универсальность смеха
Смех может выполнять функцию снятия нервного напряжения, причем в широком диапазоне, от «нервных смешков» в неловких или волнительных ситуациях до полноценной разрядки после сильного стресса через приступы неконтролируемого хохота. А может стать способом осмысления действительности, частью мировоззрения. Достаточно вспомнить знаменитые афоризмы Станислава Ежи Леца. При этом не стоит забывать, что сочинял эти блестящие афоризмы человек, прошедший ужасы фашистского концлагеря.
Смех и культура
При всей универсальности феномена юмора и смеха в разных культурах люди смеются над разными проявлениями жизни. Исследователи выделяют характерные для каждой культуры излюбленные темы. Так, в японской культуре соседствует тонкий философский юмор рассказов «ракуго» и грубый, а иногда и травматичный юмор телевизионных шоу.
Китайский юмор пестрит отсылками к мифологическим и культурным персонажам. Немецкий часто базируется на обсуждении особенностей жителей различных регионов страны. Британцы любят игру слов, сарказм и самоиронию. Итальянцы любят подшутить над правительством и жителями соседних регионов. Французы не стесняются шуток на сексуальные темы. Американцы любят пройтись по своим юристам и адвокатам.
Кстати, еще со времен Средневековья в европейской культуре шутки «ниже пояса» были отличительной чертой «смеховой культуры» простолюдинов. Так что массовое распространение и дикую популярность такого типа юмора на отечественном телевидении в последние пару десятилетий вполне можно объяснить крестьянско-пролетарским происхождением подавляющего большинства обитателей страны. Как говорится, «девушку можно вывезти из села, а вот село из девушки…».
Юмор и стыд
Отдельная сфера применения смешного – это сфера сексуальных взаимоотношений. Тут, кроме описанной еще фрейдистами функции «подавления сексуальности», возникает специфическая задача преодоления стыда и неловкости в период ухаживания.
Смех приходит на помощь там, где по неопытности молодые люди еще не могут разобраться в своих влечениях, желаниях, реакциях и прочих новых для них проявлениях собственного организма и психики. Не потому ли так показательно «по-жеребячьи» ржут в подростковых компаниях, приглушая смехом клокочущие потоки тестостерона.
Кстати, современные исследования указывают на то, что люди способны получать удовольствие от сексуального или агрессивного юмора «напрямую», в обход хитроумных психоаналитических построений.
Юмор и психологическое благополучие
Здоровое чувство юмора сегодня считается одним из показателей и компонентов психического здоровья человека. И действительно, для человека с личностными проблемами практически любая ирония в его адрес оказывается разрушительной, любая шутка может «попасть куда не надо» и закончиться потоком слез, если не истерикой. И наоборот – способность выносить подтрунивание над собой свидетельствуют об адекватной самооценке и хороших личностных границах, а в случае быстрого юмористического ответа – еще и о высокоразвитом интеллекте данного индивидуума.
И хотя современные исследования не подтверждают наличия связи между наличием чувства юмором и долголетием, то, как вы живете – с улыбкой или с кислым лицом, вне всякого сомнения сказывается на качестве вашей жизни.