«Черный лебедь»
- США, 2010
- Режиссер: Даррен Аронофски
- В главной роли: Натали Портман
Балерина Нина Сейерс (Натали Портман) мечтает получить главную партию в «Лебедином озере». Но, справляясь с партией Одетты, не может совладать с Одиллией. Для этого ей приходится пробудить «черного лебедя» в своей душе, что, в свою очередь, влечет за собой ряд последствий. И белый лебедь, и черный – это две ипостаси, которые живут в ней самой и находятся в конфликте.
Конечно, картина не про балет и не про «лебедей». Ее можно назвать фильмом про женскую инициацию, взросление: превращение Девочки в Женщину.
Этот процесс всегда болезненный, сопровождающийся потерями. Ведь чтобы появилось что-то новое, старое должно уйти.
Девочка и Женщина – два разных состояния души. Девочка находится под защитой матери, принимает ее заботу, ей не нужно брать на себя ответственность – мамочка все решит! Как минус – она расплачивается свободой, не имеет права сказать маме «нет», не может взрослеть. Девочка не может обладать зрелой сексуальностью, у нее не может быть партнерских отношений… Она радует маму, ища ее одобрения. Это роль «белого лебедя». Увы, она не зависит от биологического возраста. Если женщина застряла в состоянии Девочки, то она будет инфантильно вести себя и в 30, и в 40 лет… Таких «девочек» легко узнать по тонкому голосу, желанию быть «хорошей» и всем нравиться, по не соответствующей возрасту одежде…
Увы, именно мать часто препятствует росту дочери, особенно если это мать-одиночка, как и у героини фильма – ведь если дочь повзрослеет и уйдет, мама останется одна… Показателен эпизод, когда героиня по совету хореографа (Венсана Касселя) решает пробудить в себе сексуальность и, проснувшись, начинает мастурбировать. Но замечает рядом с собой мать (Барбару Херши) – та решила провести ночь рядом, потому что девочка беспокойно спит.
Еще одна причина, по которой мать противится взрослению Нины, – страх конкуренции. Взрослая дочь, ставшая Женщиной, превращается в конкурентку. Эта тема тоже присутствует в «Черном лебеде». Когда приходит звездный час дочери, мать начинает препятствовать ее карьере, но не явно, а скрыто. Например, она дарит дочери-балерине не что-нибудь, а торт! Постепенно выясняется, что мама тоже танцевала, но не состоялась в профессии. Не движет ли ею зависть к успехам дочери?
Задача Девочки – отделиться от матери, стать Женщиной. Темный образ предполагает сексуальность, право на агрессию, решительность, умение себя отстоять, равнодушие к общественному мнению. Бессознательно эти качества пугают, потому что включают в себя то, что не одобряется, но является важной частью нашего внутреннего мира.
Взросление – сложный болезненный процесс.
Мнение эксперта
ПСЕВДОФРЕЙДИСТСКИЙ КОКТЕЙЛЬ
Нет ничего удивительного в том, что психолог замечает особенно часто то, что для психиатра не существует. Поэтому я увидел в «Черном лебеде» не символическую инициацию Девочки в Женщину, а превосходно сыгранное психическое расстройство. Для клинициста героиня фильма – психастеничка, одержимая сверхценной идеей перфекционизма и сексуально неудовлетворенная.
Сцены, в которых Нина мучается разнообразными помутнениями рассудка, – это уже не психология, а типично психиатрическая симптоматика развивающегося в стрессовой ситуации галлюцинаторно-бредового синдрома. Артистка с детства страдает психическим расстройством невротического характера (навязчивое нанесение себе повреждений), что и подтверждает мать Нины. По отнюдь не фантастическому сюжету у балерины невроз перерастает в классический психоз. Природа его может быть двоякой: истерической – и тогда артистку ждет триумфальная балетная карьера; шизофренической – впереди психическая катастрофа, профессиональное и жизненное падение.
Присутствие галлюцинаций не обязательное препятствие для выступления балерины. Финал фильма, безусловно, символичен и оставляет зрителю возможность самому решать, осталась ли героиня Натали Портман жива.
кандидат медицинских наук, автор книги «Безумные грани таланта. Энциклопедия патографий»