Буллинг (травля; иногда отличают понятия буллинга и моббинга) – явление, которое беспокоит не только родителей, но и детей. По статистике, буллингу подвергается около 30 % детей, кибербуллингу (травле в интернете) – около 10 %.
Последствия буллинга для психического здоровья неизбежны, требуют серьезной проработки с психологом в детском и взрослом возрасте. Они могут быть очень плачевными даже в отдаленной перспективе, сказаться крайне негативно на качестве жизни.
Иногда буллинг путают с конфликтом и бойкотом. Конечно, буллинг недопустим, а конфликты и бойкоты неизбежны, при этом нужно четко разделять эти понятия, так как они подразумевают под собой разные причины возникновения и, следовательно, работы с ними.
Основную причину возникновения буллинга обычно видят в лице агрессоров, а следовательно, и работать пытаются только с этой стороной. Подключают педагогов и взрослых, не обращая внимания на тот факт, что при исключении объекта буллинга из коллектива новых объектов буллинга в таком коллективе может не появиться, а исключенный объект может начать подвергаться буллингу в другой школе.
В таком случае работа с агрессорами для дальнейшего нормального существования такого субъекта не будет иметь никакого смысла, поскольку поведение объекта будет провоцировать все новые и новые эпизоды буллинга в различных коллективах, а психическое здоровье его будет ухудшаться.
Последствиями для жертвы травли могут быть:
- трудности в учебе;
- невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса;
- постоянные пропуски занятий, так как идти в школу страшно и находиться там мучительно;
- устойчиво сниженная самооценка, неверие в свои силы, искаженный образ себя как «ущербного», «не такого, как надо»;
- тревожные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;
- депрессивные расстройства, в том числе стойкие и тяжелые формы;
- социальные неврозы, социофобия, сложности с общением, с завязыванием и поддержанием социальных связей, которые будут оставаться долгие годы после школы, – иногда эти проблемы не проходят без психотерапевтического лечения;
- психосоматические (обусловленные стрессом) заболевания;
- суицидальные мысли и попытки, которые отмечаются у жертв травли в пять раз чаще, чем у остальных школьников.
Как же помочь при такой ситуации объекту? Ведь постбуллинговая работа с агрессорами (разумеется, в любом случае она должна проводиться) не исключает для него повторения ситуации.
1. Понять суть происходящего
Действительно, когда причина кроется в агрессорах, понятно, как с этим работать. Но бывает, что упускается момент, что объект буллинга может провоцировать такое поведение в отношении себя.
По различным причинам этого могут не замечать, не признавать, упускать, забывать провести должный анализ ситуации (зачем тратить время, все просто: виноваты агрессоры, а он жертва – ни в чем не виноват, пожалеем и все). Жертве оказывают «медвежью услугу», лишая ее шанса на улучшение ее социальных навыков и подвергая дополнительному риску ее психологическое здоровье.
Тут важным моментом является не только проработка с жертвой психотравмирующей ситуации, но работа по выявлению у объекта буллинга возможных сложностей в психосоциальном взаимодействии, психологических причин, неосознанного стимулирования такого поведения в отношении себя.
Это может быть неуверенность в себе, завышенная/заниженная самооценка, непонимание своих/чужих границ, отсутствие достаточных коммуникационных навыков, неверное восприятие ситуации. Этому может послужить ряд причин: отношения внутри семьи, отсутствие достаточного социального опыта (например, если ребенок не посещал дошкольное учреждение и не смог приобрести достаточно навыков вне его), опережающее развитие и т. д. Стоит проверить данную сторону, чтобы свести к минимуму возможность повторения таких ситуаций.
2. Поддержать ребенка
Важно как можно раньше выявить появляющиеся трудности у ребенка/подростка. Выстроите доверительные отношения до наступления как минимум подросткового возраста. Научите говорить «нет», четко излагать мысли, выстраивать границы. Вооружите информацией, что такая ситуация может быть, как ее распознать, к кому можно обратиться, помимо родителей, чтобы посоветоваться и обезопасить себя. Объясните, что не нужно винить себя в ситуации и замыкаться.
Если речь идет о кибербуллинге, покажите, как можно ограничить нежелательные сообщения. Также стоит ненавязчиво интересоваться происходящим в жизни ребенка, узнавать, с кем и как он общается, есть ли у него друзья. Нужно обращать внимание на поведение и настроение ребенка, разбираться в причинах того или иного поведения, например агрессии, замкнутости, отсутствия друзей.
Не списывайте все на «трудный возраст». Если возникает настороженность в том или ином моменте, попытайтесь выяснить, что вызывает сложности, и помогите в них разобраться, старайтесь выстраивать партнерский диалог. Помните, что это очень сложная, запутанная ситуация (ребенок может ее воспринимать еще и как постыдную), обращайтесь к специалисту-психологу для прояснения и эффективного разбора возникающих проблем и вопросов.
Здесь был специально сделан акцент на объекте буллинга, поскольку, если упустить эту сторону, это может серьезно осложнить его дальнейшую жизнь. Даже если проработать конкретное событие, все равно могут возникать сложности во взаимодействии с другими. А это может повлечь за собой возникновение проблем вплоть до серьезных психических расстройств.
Больше про травлю можно почитать здесь: https://травлинет.рф
2 комментария
О, а вот и виктимблэйминг подоспел. Если человек опережает развитие или имеет завышенную самооценку, при этом подвергаясь травли, избиениям, то «проработайте» его, чтобы «не провоцировал». За такие вещи в развитых странах лишают лицензии.
Знала девушку, одногруппницу, которая после школы приехала учиться в вуз в наш город, снимала квартиру, откуда ее чуть не выгнали за бардак и антисанитарию. А у нее оказалась депрессия из-за пережитого школьного буллинга, и как только это начали лечить медикаментозно, то у нее сразу появились силы и желание убираться в квартире, знакомиться с другими одногруппниками (а раньше она сидела молчаливой и всех игнорящей букой), даже выглядеть стала моднее, кардинально сменила стрижку и цвет волос. СОбственно и со мной она подружилась уже сидя на антидепрессантах. Говорила — впервые с дошкольного возраста снова стала ощущать хорошее настроение, а то уже и забыла что это такое.