Кирилл производит впечатление открытого и коммуникабельного человека. Приподнятое настроение, улыбка, прямой взгляд в глаза. Очень сложно предположить, что у него есть хоть какие-то проблемы в общении. Но именно по этому поводу он обратился к психологу.
КИРИЛЛ: У меня проблемы с общением. Мне трудно говорить по телефону.
ЮЛИЯ ВАСИЛЬКИНА: Опишите ситуацию как можно подробнее. Как именно это проявляется, когда все началось?
К.: Впервые я обратил на это внимание в подростковом возрасте. Я помню, что мне нравилась девочка и очень хотелось разговаривать с ней по телефону. И мы болтали по два часа! Вот только разговор получался странный: большие паузы, вздохи, «ну…», «вот…». В общем-то, и разговором это сложно было назвать. С тех пор у меня и сохранилась неуверенность в том, правильно ли я веду беседу по телефону.
Ю. В.: С кем вам разговаривать по телефону сложнее всего?
К.: С людьми «официальными», по работе. Особенно если я плохо знаю их или точно уверен, что они не слишком дружелюбны. Еще сложно звонить во всякие организации: поликлиники, службы. Я стараюсь всеми силами избежать телефонного общения. Если можно – заменяю его на личный контакт или пишу на электронную почту. А в поликлинику прошу звонить жену.
Ю. В.: Интересный момент – замена телефонного общения на личное. Получается, обсуждая тот же вопрос, но видя собеседника, вы не испытываете напряжения?
К.: Нет, в личном общении все гораздо легче.
Ю. В.: Вы испытываете одинаковое напряжение, если вам нужно позвонить самому и если звонят вам?
К.: Нет, напряжение – только если мне нужно набрать номер самому. И самое сложное – начать разговор и представиться. Потом все идет нормально. Мне нужно какое-то время, чтобы настроиться перед тем, как набрать номер. Для меня это как «мешки ворочать».
Ю. В.: А есть ситуации, когда позвонить кому-то для вас просто?
К.: Спокойно звоню своим близким, друзьям, даже коллегам по работе, с которыми сложился хороший контакт. Причем сама тема разговора может быть напряженной, мы можем даже ругаться, но и в следующий раз я буду звонить этому человеку со спокойной душой.
Ю. В.: Итак, вам важно, чтобы в отношениях с человеком был накоплен «кредит доверия». А труднее всего инициировать телефонный разговор с незнакомыми людьми из официальных служб, а также по рабочим вопросам, если вы не уверены в доброжелательности собеседника.
К.: Совершенно верно. Мне бы хотелось изменить эту ситуацию. Этих маленьких моментов напряжения за день накапливается много, и вечером я чувствую себя вымотанным.
Ю. В.: Напряжение накапливается именно из-за телефонных звонков?
К.: Нет, причин много. Но если убрать хотя бы эту часть, может было бы легче?
Ю. В.: Прежде чем мы приступим к обсуждению того, что можно сделать, подумайте: насколько вам мешает то, что вы предъявили как проблему? Страдает ли из-за этого ваша работа или какие-то другие сферы жизни?
К.: Нет, не думаю, что работа страдает.
Ю. В.: Несмотря на напряжение, вы все равно звоните человеку, а, например, не «забываете» о звонке?
К.: Всегда звоню, когда нет возможности лично встретиться.
Что же… Я запуталась и решила задать коронный вопрос психолога-консультанта, чтобы понять, «в чем тут соль».
Ю. В.: Вы пытались как-то справиться с этой проблемой самостоятельно? Что вы предпринимали?
Кирилл начал издалека. Он рассказал о своем детстве. По его словам, он был очень стеснительным мальчиком, боявшимся общения как со сверстниками, так и со взрослыми, например учителями. В двенадцать лет он сам решил бороться с той ролью, которая была отведена ему в классе. Он настоял на том, чтобы перейти в другую школу. Это был шанс попробовать новое поведение, более смелое и открытое. И у него получилось! Постепенно он учился общаться, боролся со смущением, тренировал открытый взгляд. Его полюбили учителя, так как он относился к ним с уважением и при этом сохранял собственное достоинство. Занял он достойное место и среди сверстников.
История Кирилла меня впечатлила. Путь смелого человека, готового ставить перед собой задачи по самосовершенствованию и достигать целей. И то, что осталось от тотальных трудностей общения, – это лишь небольшое волнение перед тем, как набрать телефонный номер, и в первую минуту разговора, когда нужно представиться! Я решилась на небольшую провокацию.
Ю. В.: Кирилл, а если я скажу, что вашу трудность разрешить никак нельзя? Что вам придется жить с ней до конца жизни?
К. (улыбаясь): Ну, значит, буду жить. Правда, я не верю в то, что она не разрешима. Я ведь многое и посерьезнее преодолел!
Ю. В.: Еще важный вопрос. Могли бы вы сказать, что ваша проблема в чем-то несет удобства?
К.: Хм… Я об этом не задумывался. Но, если подумать, я могу переложить часть обязанностей по телефонному общению «с организациями» на жену, которая знает о моей проблеме и старается мне помочь. Изредка я могу переложить звонок на коллег, если вопрос общий, хотя я, конечно, делаю все, чтобы они о моей проблеме не догадывались.
Ю. В.: Та трудность, которую вы предъявили как проблему, не мешает вам в контактах с людьми. Это похоже на «остаточное явление» после серьезного заболевания, которое лишь намеком напоминает о том, какой серьезный путь вы прошли самостоятельно. И, откровенно говоря, проблема мне видится в другом. По-научному это называется «аггравация», а иначе – преувеличение существующих проблем.
К.: Вы считаете, что боязнь телефонного общения – это не проблема вовсе?
Ю. В.: У вас нет боязни телефонного общения. Под этим понятием понимается гораздо больший масштаб проблем, чем напряжение перед телефонным разговором с некоторыми людьми и в его первую минуту.
К.: Возможно, вы правы. Мне нужно подумать над тем, что я преувеличиваю эту трудность. Если поставлю перед собой задачу справиться с этой небольшой страшилкой, как мне действовать?
Ю. В.: Откровенно говоря, я уверена, что вы способны справиться с этим сами, без помощи психологов. Думаю, вам достаточно самостоятельно поискать информацию, выбрать то, что вам будет более близко, и попробовать применить. Скорее всего, вы справитесь с этой страшилкой в течение года или даже раньше, если поставите перед собой задачу. Но, чтобы начать этот процесс, скажите, какой образ своей трудности вы могли бы предложить?
К.: Я сравниваю ее с физическим трудом. Скажем, нужно прокопать несколько метров траншеи. Первый метр идет легко, ты не чувствуешь усталости, но она ведь уже есть! Второй метр, третий – все еще ничего. А на четвертом понимаешь – если сейчас не отдохнуть, то просто упадешь. Вот так и с телефонными звонками – напряжение незаметно накапливается.
Ю. В.: Это тот самый случай, когда нужно поменять отношение к проблеме! Хочу вам предложить альтернативный образ. Представьте, что вы несли груз, но теперь можете его оставить и отправиться дальше налегке. В этом случае вы почувствуете облегчение: груза уже нет, и дальше можно идти свободно! Кстати, в борьбе с напряжением помогают ритуалы: например, после тяжелого телефонного разговора можно смять ненужную бумажку и с силой запустить ее в ведро. Через движение руки вы «сбросите» груз и усталость.
Кирилл поспорил со мной некоторое время по поводу того, что если человек нес груз, значит ему было тяжело и усталость в теле непременно останется. Но постепенно пришел к выводу, что это то ценное зерно, которое он вынесет из нашей консультации. Поменять образ проблемы, отношение к ней – действительно важно. Кирилл рассказал, что уже давно пользуется еще одним ритуалом: встает и делает несколько шагов, расправляет плечи и стряхивает руки. Что же – это тоже вполне подходит!
Мы закончили нашу консультацию тем, что современный человек несет на себе ежедневный груз напряжения, накапливающийся по разным причинам. И можно найти способы избавляться от него в течение дня и по его завершении. Слушать расслабляющую музыку, применять элементы аутотренинга, ходить в баню и на прогулки в лес. Кирилл сказал, что поищет для себя наиболее удобные способы для «тотального» расслабления. Что же – я уверена, он обязательно найдет эти способы!
P. S. Сказать клиенту о том, что его проблема проблемой не является, – значит достаточно чувствительно «ударить» его, потому что это может быть им расценено как недостаточное внимание к его персоне и неспособность «смотреть вглубь». Но иногда такой шаг просто необходим, чтобы помочь клиенту выйти на новый уровень понимания себя. И на этот раз очень успешный! Через неделю Кирилл позвонил мне, чтобы поблагодарить за нашу встречу. За это время он начал бороться с «долгим настроем» на звонки, поняв, что он лишь затягивает процесс и повышает напряжение. Теперь он следит за тем, чтобы звонить как можно быстрее, обдумав предстоящий разговор лишь в необходимой мере. И привыкает воспринимать такие звонки как «сброшенный груз», после которого становится особенно легко.
1 Комментарий
Добрый день. Захотела оставить свой комментарий, т.к. имею подобную проблему. Только, мне кажется, что это действительно проблема, особенно в работе. Мне приходилось занимать руководящую должность, а там звонки просто неизбежны, были трудности с этим, старалась их избегать либо откладывать «На потом». Кроме меня, естественно, никто этого не замечал.Думаю здесь проблема кроится либо в типе темперамента, либо в том, что человек визуал(сужу по себе ). Да, себя настраивала, что нет проблемы и старалась эти звонки не откладывать, но это тоже требовало напряжения. Пока не вижу решения и до конца не понимаю истока этой проблемы. Спасибо за внимание.