Если вы хотите устроить на своей странице дискуссию на пару сотен комментариев, просто напишите что-нибудь про бодипозитив. Правда, разговор вряд ли будет похож на аргументированную полемику. Гораздо вероятнее, что это будет изложение стереотипов: «самооправдания толстых ленивых теток», «сообщество любительниц красить подмышечные волосы», «пренебрежение гигиеной ради эпатажа» – подобные представления широко распространены и вместе с тем невероятно далеки от истины. Что же такое бодипозитив и в чем его смысл на самом деле?
Разбираемся в корнях
История движения насчитывает чуть больше двадцати лет. Его основоположницами считаются Конни Собчак и Элизабет Скотт, которые в 1996 году разработали программу поддержки для девочек-подростков, испытывающих сложности с принятием собственного тела. Одной из важнейших задач организации стала профилактика расстройств пищевого поведения, ежегодно уносящих жизни сотен девушек и женщин. Однако очень скоро цели бодипозитива были сформулированы в значительно более широком ключе.
В книге «Научись любить свое уникальное тело» Конни Собчак подчеркивает, что разработанные ими с Элизабет принципы подходят всем людям вне зависимости от возраста, расы, гендерной и социальной принадлежности, состояния здоровья и т. д.
В России идеи бодипозитива появились с 2010-х годов, и в настоящее время распространяются в основном в интернет-пространстве: блогах, сетевых сообществах и виртуальных группах поддержки. Однако активистки периодически реализуют и офлайн-проекты: тематические выставки, лектории, перформансы и другие культурные и просветительские мероприятия.
Среди наиболее известных представительниц русскоязычного бодипозитива можно отметить создательницу страницы «Бодипозитив/Bodypositive» Софью Егорову, художниц Соню Борисову и Элен Куми, секс-блогера Татьяну Никонову и др.
В чем суть
Поскольку бодипозитив представляет собой скорее общественное течение, чем четко выстроенную идеологию, взгляды его последовательниц на основные задачи могут несколько разниться. Внутри движения выделяют несколько относительно самостоятельных направлений: «функционалистское», «принимающее», «радикальное». Они отличаются концептуальным содержанием и расстановкой акцентов в транслируемых идеях и смыслах.
Однако есть несколько общих, наиболее важных идей, которые так или иначе поддерживают сторонницы всех этих направлений:
1. Уважение к личным границам
Лозунг «Мое тело – мое дело!», который часто называют важнейшим принципом бодипозитива, прямо и недвусмысленно указывает на то, что нарушение телесных границ человеческого тела недопустимо и нарушает базовое право личности на безопасность.
Это касается не только проявлений физической или вербальной агрессии, но и попыток контролировать право человека распоряжаться собственным телом – на уровне межличностного общения (например, рекомендации женщинам «есть поменьше» или «одеваться скромно») или на уровне законодательства (например, тотальный запрет на совершение абортов).
2. Принятие себя и собственного тела
В это понятие входит несколько важнейших практик: забота о собственном здоровье и самочувствии, принятие собственной уникальности, право на отказ от следования общепринятым стандартам красоты и т. д. В русскоязычных сообществах существуют некоторые расхождения в трактовке слова positive – часто оно переводится как «позитивный», т. е. «счастливый, радостный», и потому «бодипозитив» понимается как «любовь к себе».
Но термин «принятие» несколько шире и может включать в себя самые разные чувства по отношению к собственному телу. В английском языке существует и иное значение: «достоверный, несомненный» – с этой точки зрения, любое тело, со всеми его шрамами, растяжками, складками и морщинами является реальным, отражает определенную часть жизненного опыта человека, а потому не нуждается в том, чтобы его скрывали за «правильной» одеждой или ретушью.
3. Недопустимость дискриминации
Вес, возраст, черты лица, цвет кожи и другие проявления разнообразия человеческих тел не могут быть основанием для системного угнетения или преследования кого бы то ни было. Несмотря на кажущуюся простоту этого тезиса, люди, заметно отличающиеся по тем или иным параметрам от большинства, довольно часто испытывают проявления различных форм ненависти.
Даже самая, казалось бы, безобидная из них – оскорбительные комментарии под фотографиями в интернете – вполне способна спровоцировать психологические и даже психические расстройства. Распространенность же фэтфобных, мизогинных, эйджистских, ксенофобных убеждений в реальной жизни создает огромное множество проблем – от дискриминации при найме на работу до неоказания надлежащей медицинской помощи.
Жертвы «красоты»
В 1990 году книга американской писательницы Наоми Вульф «Миф о красоте: стереотипы против женщин» произвела настоящий фурор. Наоми убедительно и аргументированно показала, как навязываемый обществом идеал «женской красоты» способствует системному угнетению женщин, теряющих финансовые, временные и эмоциональные ресурсы в погоне за недостижимым образцом.
Писательница поставила под сомнение само понятие красоты как некоего объективно существующего параметра оценки внешности. В самом деле, кросс-культурные исследования показывают, что стандарты красоты – конструкт исключительно социальный, осваиваемый личностью в процессе воспитания и интеграции в общество.
Несомненно, у идеи о «красоте» существуют и прямые, и косвенные выгодополучатели. К прямым относятся многочисленные представители «бьюти-индустрии» – от производителей косметики до владельцев специализированных салонов и клиник эстетической хирургии. Выискивание все новых и новых «недостатков» человеческого тела позволяет создавать новые ниши для сбыта товаров и услуг, помогающих избавиться от них.
Наиболее показательным примером является появление нового смысла термина «целлюлит»: в международной классификации болезней так обозначалось воспаление подкожной клетчатки, сопровождающееся характерными признаками: покраснением, болью, отечностью и т. д.
Однако в 1973 году владелица салона красоты Николь Ронсар написала книгу, в которой обозначила пугающим латинским словом неравномерное распределение жировых образований под кожей, являющееся индивидуальной нормой для множества людей. Читательницы приняли ее слова на веру, что позволило предпринимательнице и ее многочисленным последователям заработать значительные суммы на продаже кремов, растираний и массажей, якобы разглаживающих кожу на бедрах и ягодицах.
Косвенная выгода от распространения стереотипов о том, как должно выглядеть «идеальное» тело, прежде всего женское – недаром женщины составляют львиную долю целевой аудитории индустрии красоты, – распределяется между людьми, так или иначе заинтересованными в сохранении гендерного дисбаланса. Следование телесным «стандартам» становится дополнительной обязанностью для женщин вне зависимости от того, чем они заняты.
В адрес ведущих мировых политиков – таких, как Ангела Меркель или Хиллари Клинтон, – то и дело летят обвинения в том, что они «недостаточно привлекательны», «слишком стары, чтобы управлять государствами» – в то время как их оппонентам-мужчинам никто не предъявляет подобных претензий.
Проблема заключается еще и в том, что ни один живой человек никогда не будет однозначно «достаточно красивым». Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в раздел комментариев под статьями, содержащими фотографии победительниц конкурсов красоты. Тем не менее стремление оценивать людей по их соответствию неким эстетическим канонам распространено и столь сильно проникло в нашу культуру, что расхождения с ними порождают обвинения во всевозможных пороках: лени, гордыне, глупости, пустом эпатаже и бог знает в чем еще.
Любопытно, что многие бьюти-практики странным образом ассоциируются с нормами гигиены, хотя в реальности имеют к ним крайне опосредованное отношение. Тем не менее аргумент противников бодипозитива «перестать брить волосы на ногах (делать цветной маникюр, колоть под кожу гиалуроновую кислоту – нужное подставить) – это то же самое, что перестать мыться и чистить зубы» – один из самых распространенных, хотя как одно связано с другим, совершенно не ясно.
Кому это выгодно
Несмотря на то, что в стереотипах о бодипозитиве это движение связывают с людьми, имеющими физические особенности, выходящие за пределы «стандартов красоты», на самом деле круг его благополучателей гораздо шире. Честно говоря, его идеи крайне полезны всему человечеству – за исключением тех, кому выгодно насаждать идею о «несовершенствах» реальных тел, особенно женских, и продавать средства, помогающие их «исправить».
Более того, идеология бодипозитива согласуется с принципами современной гуманистической психологии и потому может служить отправной точкой для серьезной рефлексии и получения внутренних опор, необходимых для позитивных изменений собственной жизни. В частности, принятие мысли о том, что ни наше собственное, ни чье-либо еще тело совершенно не обязано соответствовать неким эстетическим канонам, если мы сами того не хотим, помогает осознать и другие важные идеи:
- независимость от ожиданий и оценок других людей помогает личности сохранить целостность своего «Я» и осознать собственные границы;
- субъектность по отношению к собственной жизни позволяет человеку осознать себя как активного участника происходящих с ним событий, а не покорного раба обстоятельств;
- понимание самоценности себя и других говорит о том, что любая жизнь бесценна, а любой человек – микрокосм, никак не сводящийся к набору физических характеристик его тела;
- способность к эмпатическому взаимодействию с другими позволяет строить отношения и устанавливать эмоциональные связи с окружающими, опираясь на их внутренние качества и собственные ощущения от общения;
- расширение горизонтов самореализации и творчества помогает раздвинуть тесные рамки представлений о «красивом» и «уродливом», «правильном» и «неправильном» и перейти к принципиально иному восприятию мира.
Быть бодипозитивным – значит не осуждать ни себя, ни других за «неправильное» тело, уважать границы личности и заботиться о своем здоровье и комфорте. Проще говоря, быть бодипозитивным – значит быть современным, осознанным и думающим человеком.