Какие ассоциации возникнут у вас, если вы услышите о ребенке, который не посещает школу и учится дома? Го Готова поспорить, вы подумаете, что он как минимум болен, а скорее всего — инвалид детства. А тем временем домашнее обучение становится все более популярным. И учатся на дому дети отнюдь не больные, а те, на которых родители возлагают особые надежды, хотят видеть их более талантливыми, развитыми, образованными.
Форму семейного образования сегодня практикуют около 1100 москвичей, — рассказывает главный специалист Департамента образования Москвы Надежда Круглякова. В этом году примерно 12 — 15% столичных старшеклассников ушли в экстернаты. По мнению Михаила Эпштейна, кандидата педагогических наук, главного редактора «Газеты для родителей», массовая школа теряет свой смысл как образовательное явление, она отмирает.
Почему же «продвинутые» родители забирают своих чад из общеобразовательной школы? Причин находится много. Самые популярные из них:
- оторванность предлагаемых знаний от реальной жизни;
- невозможность школы обеспечить старшеклассникам достойную подготовку к вступительным экзаменам;
- отсутствие индивидуального подхода, обучение класса в режиме «средней температуры по больнице»;
- поддержание учителями нездоровой конкурентной среды и жесткая дисциплина напрочь отбивают стремление к знаниям;
- отсутствие психологической помощи, дедовщина, наклеивание ярлыков, которые зачастую закрепляются за ребенком до конца школы.
Марина Озерова,
руководитель дистанционного семейного центра, педагог-психолог, Израиль:
Я выбираю домашнее образование в первую очередь потому, что хочу обеспечить ребенку индивидуальный подход в обучении. Хочется свободы выбора — чему и как учить, когда и сколько. А главное, чтобы обучение не было оторвано от практической деятельности и активной жизни семьи.
Степень общительности (которую часто путают с социализацией) зависит не от домашнего обучения, а от характера и темперамента человека. Кроме домашнего (или школьного) обучения умение быть в социуме зависит от множества факторов.
Александа Романова,
мама двоих сыновей:
Я выбрала компромиссный вариант индивидуального обучения, который существует в рамках закона, — экстернат. Экстернат — это форма хоумскулинга. Полтора года мы занимались таким способом, сейчас мои дети учатся полуэкстернами. Мне больше по душе анскулинг, но пока это весьма экзотический вариант для нашей страны, и законодательно он не закреплен.
Учу я своих детей сама, нахожу интересные ресурсы в Интернете, познавательные научно-популярные фильмы, энциклопедии, научила пользоваться хорошей библиотекой, выбираю учебники с более творческим подходом. Мешает нам необходимость «сдачи в срок утвержденного перечня предметов». То есть рутина все равно отнимает время. Время детства, те золотые часы, которые могли бы быть с пользой посвящены любимому делу.
В массовую школу мои сыновья идти не хотят, с 6 лет активно посещают разнообразные кружки, студии, учебно-научные лаборатории, спортивные секции.
Наталья Геда,
мама двоих детей, получающих образование в форме экстерната:
Мне кажется, тут многое зависит от того, как понимать слово «общительный». Главное, чтобы коллектив был подходящий, чтобы в нем было весело и интересно, чтобы было с кем спокойно поиграть или о чем поговорить. А вот вместе с кем попало мои дети быть не любят.
И Лиза, и Ваня — очень общительные дети, они открыты, доброжелательны и склонны к лидерству в отношениях: если человек им нравится, они обязательно завоевывают его внимание и дружбу. В то же время они никогда не будут заводить знакомства от безысходности, по принципу «больше не с кем».
Мария Возлинская,
учитель частной школы «Муми-Тролль»:
У нас детей не унижают и не орут на них, не говорят с ними в повелительном наклонении, не учат соблюдать формальности вроде количества клеточек после слов «Домашняя работа». В школе нет жесткой дисциплины, нет общих обязательных правил решения задач — шаг влево, шаг вправо… Минимум алгоритмов, чтобы ученики думали, рассуждали. Каждую пятницу у нас общее чаепитие детей и учителей, просмотр фильма.
Те ученики, которые приходят ко мне с домашнего или экстернатного обучения, не очень социализированы, они не выглядят счастливыми и раскрепощенными. Скорее похожи на экспериментальных детей, вроде «никитинских». Полагаю, они чувствуют себя не такими, как все. В нашей стране это сложно. Им приходится вместе с родителями своим образом жизни бороться с существующей системой. При этом у них нет личного мнения, нет выбора, за них это решили.
Что же можно сказать о новой волне в образовании? Может быть, родители, с ужасом вспоминая свои школьные будни, таким образом отчасти помогают себе, моделируя для своих детей настоящее здоровое детство, которого были лишены сами? Кто знает, а быть может, новый тренд породит самостоятельное поколение, умеющее добиваться своей цели, а не цели, сформулированной обществом. Рано делать выводы, пока нас не окружили люди, прожившие без школы.
АНСКУЛИНГ
— логичное продолжение популярного ныне течения под названием «естественное родительство». Основная идея этой системы — следование природе человека и отказ от так называемых приспособлений, неестественных для ребенка: соски, кроватки, коляски… Позже многие сторонники подхода отказываются от нянь, от детских садов и школ. Одними из первых данный метод начали пропагандировать педиатры Уильям и Марта Сирз, обозначившие свой метод как «неразрывный подход к родительству», «стиль сближения». Неразрывный подход — сильная эмоциональная привязанность — вполне логично приводит к нежеланию обучать детей в школьных условиях. Тесная связь с ребенком порождает беспокойство за его судьбу «в чужих руках», за то влияние, которое может оказать на него «неидеальная» среда.
70-E ГОДЫ
Термин «анскулинг» ввел Джон Холт, американский учитель и исследователь. Философия Холта заключалась в том, что ребенок сам ищет смысл в вещах, которые его окружают. Когда мы начинаем учить ребенка тому, о чем он сам нас не просил, мы тем самым сообщаем ему о своем недоверии, а также о том, что он недостаточно сообразителен и умен, чтобы научиться этому сам. Анскулинг — это система взглядов, которая не предполагает систематических занятий с учителями.
Юлия Василькина,
психолог
ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ
Что касается домашнего обучения, я считаю, что оно будет мешать социализации ребенка в обществе. Если предполагать, что ребенок, став взрослым, и дальше будет продолжать жить, не выходя из поместья с лесами и водопадами, то почему бы и нет? А если надеяться, что он будет жить среди людей, то лучше начинать с детства.
Ребенок с нормальными показателями психического развития вполне способен адаптироваться в среде разных детей и учителей. Обучение в школе — это такой «тренинг общения». Это время, когда ребенок гибок, когда он отрабатывает и применяет новые схемы, отметая бесполезные и усваивая эффективные. Это время, когда ошибаться можно. Дома круг общения ребенка снижен до предела либо является однобоким. И уже повзрослевший человек, например, поступая в институт, на работу, вынужден будет совершать те же ошибки, что и в школе, соответственно, его уровень коммуникативной компетентности будет гораздо ниже, чем у сверстников. Чтобы научиться общаться, нужно много общаться. Именно этого компонента нет в домашнем обучении. В плане знаний — да, возможно, знания качественнее. Но при низком уровне социальной и коммуникативной компетентности эти знания, возможно, он и не сможет применить. Поэтому школьное образование можно дополнять домашним, например, нанять того же гувернера, чтобы помогал ребенку в уроках, сопровождал его в интересах и увлечениях, а также давал перспективы развития.
Стремление перевести здорового, полноценного ребенка на домашнее обучение может свидетельствовать прежде всего о чрезмерно повышенной тревоге родителей, а также стремлении к гиперопеке. И то и другое для ребенка не есть хорошо. Анскулинг однозначно показан лишь для детей с сильными нарушениями в физическом или психическом здоровье.