«Где труд, там и счастье», «Землю солнце красит, а человека – труд», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Человек трудом велик», «Труд кормит, лень портит» – это лишь малая часть народных пословиц о труде. Труд также является абсолютной ценностью во всех мировых религиях. А безделье и леность считается «матерью всех пороков».
Казалось бы, что тут ещё комментировать?! В мировой культуре столетиями формировался принцип: есть белое (труд) и есть чёрное (безделье). Трудиться – правильно, хорошо, это обязательное условие счастливой и благополучной жизни. Безделье – это плохо, порок, причина многочисленных проблем и несчастий. Но на самом деле не всё так однозначно.
А что в раю?
Возьмём, к примеру, народные представления о рае. Историки культуры приводят многочисленные тексты о прекрасных райских краях, наполненных всевозможными неисчерпаемыми благами. Там текут молочные реки с кисельными берегами и… что удивительно, никто не трудится! Все получают всё просто так!
Современные футурологи прогнозируют в ближайшие 100-200 лет тотальную автоматизацию. Это означает, что более 90% рабочих мест будет занято роботами. При этом общий уровень благосостояния будет настолько высок, что оставшиеся без работы люди могут просто жить в своё удовольствие. Если верить тем же футурологам, то в будущем появятся поколения людей, которые смогут вовсе не получать никакую профессию и не работать ни одного дня. Обеспечивать их будет государство, а бытовую работу будут выполнять роботы. А люди используют своё время для развлечений, путешествий, хобби, саморазвития, устройства личной жизни и т. п.
Халява в каменном веке
Очевидно, что «мечта о вечной халяве», когда «кто не работает, тот ест», также является одной из базовых ценностей в человеческой культуре. На заре науки антропологии бытовала точка зрения о том, что первобытные люди вели крайне напряженную борьбу с дикой природой; что ради обеспечения элементарных благ (еды, крова над головой) они вынуждены были трудиться по 20 часов в сутки. Но со временем эта точка зрения была опровергнута.
«Рабочий день» племён-собирателей составлял всего 5-6 часов в сутки. Племена-охотники могли день-два охотиться, после чего (если охота была удачной) мог следовать отдых продолжительностью 5-7 дней. Разумеется, в жизни первобытных племён могли случаться и экстремальные времена, когда ради выживания приходилось много трудиться, но и безделья в их жизни было предостаточно.
С первобытными племенами всё понятно: они жили в те времена, когда свободного места и ресурсов было много, а людей мало. Если жизнь на какой-то территории становилось слишком трудной (вместо 5 часов приходилось работать 7-8), то люди просто шли туда, где ресурсов было достаточно для комфортной жизни и посильного труда.
Современная несвобода
Но сегодня всё изменилось: из естественного труд стал феноменом экономическим и социальным. Поэтому мы трудимся не там, где «легко и много», а там, где умеем (потому что есть профессиональное разделение труда), где нам платят (потому что уже не натуральное хозяйство, а обмен товарами и услугами за деньги), где более-менее подходящие условия труда. Получается, что в сравнении с первобытными людьми мы менее свободны – экономическая система делает труд обязательным условием выживания в современном обществе. У большинства просто нет выбора, потому что кто не работает, тот не ест, не лечится, не платит за квартиру.
А если бы вдруг появилась эта возможность – не работать?! Что-то вроде того, когда в далёкой стране скончалась троюродная бабушка-миллиардерша и всё завещала вам? Бросили бы вы свою работу? Превратилась бы ваша жизнь в абсолютное безделье (развлечения, хобби, путешествия и далее по списку) или вы бы нашли себе новую работу? Или затеяли бы какой-нибудь великий проект, который мог бы осчастливить сотни или даже миллионы людей?
Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, не однозначен. Потому что и труд, и безделье в равной мере являются ценностями, и в равной степени могут сделать человека счастливым или несчастным. Какая ценность будет выбрана, зависит от масштаба конкретной личности, от её жизненных ценностей и стремлений, ещё от множества факторов. Иногда даже просто от актуального состояния.
Если вы вкалываете на трёх работах и несколько лет не видели отпуска, конечно, вы выберете безделье. Оно действительно сделает вас счастливым на какое-то время. Но нет никакой гарантии, что после качественного отдыха вы вдруг осознаете, что счастье в труде, и вам снова не захочется вернуться к любимой работе. Поэтому вывод напрашивается философский: учитесь ценить то, что есть в вашей жизни сейчас.
2 комментария
«учитесь ценить то, что есть в вашей жизни сейчас» — главный и бесспорный вывод. Если, хоть изредка, вспоминать об этом правиле, счастливых и самодостаточных людей было бы больше.
Чтобы быть счастливым, надо уметь вести себя правильно. А если ты ведёшь себя правильно, то ты не можешь не быть счастливым. Это можно считать определением правильного поведения. А необходимым условием твоего правильного поведения, а следовательно, и твоего счастья являются два условия: 1) ты должен быть правильно воспитанным и 2) правильно воспитанными должны быть подавляющее большинство окружающих тебя людей. Значит психологам требуется разработать методы и технологии правильного воспитания и после этого воплотить свои разработки в жизнь. Только сначала надо поработать с людьми, не заинтересованными в том, чтобы подавляющее большинство людей были довольны жизнью. Ведь в этом случае довольные жизнью люди не будут работать на тех, кто настроен жить за чужой счёт. Вот в этом состоит самое главное препятствие на пути к счастливой жизни.