«Жизнь редко бывает настолько невыносимой, какой она должна бы быть, если верить газетам», — пошутил однажды американский журналист Брукс Аткинсон. Сегодня психологи все чаще вспоминают эти слова в связи с хором панических воплей, обрушенным СМИ на обывателя. Журналистов понять легко – известия о катастрофах, бомбежках, мятежах, как наркотик, возбуждают читателя и зрителя и пользуются большим спросом, чем известия о достижениях и свершениях. Обыватель безотчетно любит быть напуганным, в глубине души понимая: бомбят пока не мой дом, реактор задымился еще очень далеко… Однако избыток катастрофических новостей ломает хрупкое равновесие душевного благополучия. Когда кажется, будто весь мир катится в тартарары, страшно становится уже по-настоящему, за самого себя. Угроза Третьей мировой, которую человечество не переживет, сдвиг земной оси… В Китае предприимчивые жулики уже наладили продажу билетов на мифические ковчеги, призванные выручить горстку избранных в час Апокалипсиса. Билеты раскупаются нарасхват. Тем временем по всему миру другие жулики успешно торгуют другими подобными фантиками, пользуясь ажиотажем, возникшем в напуганной толпе.
В этом гвалте почти не слышны призывы психологов к спокойствию и здравомыслию. Ведь психологи хорошо понимают: ужас перед вселенской катастрофой – повод отвлечься от необходимости решать текущие жизненные проблемы. Если цунами в Японии, стрельба в Африке лишают вас сна и покоя, впору задуматься: от каких нерешенных личных проблем вы отгораживаетесь. А ведь решить их вам, наверное, по силам? Сочувствие жертвам катаклизмов – весьма достойное чувство, оно украшает человека. Но совсем не украшает муссирование панических настроений и слухов, выгодных только торговцам фальшивыми билетиками. Можете что-то сделать, дабы облегчить чужие страдания, — сделайте! Не можете – просто не пополняйте собою ряды страдающих!