«Я отказываюсь быть лузером… Я верю в себя… Я продам этот дом… Этот чертов дом!» – идея ценности личного успеха до самоистязания (при словах «чертов дом» героиня фильма «Красота по-американски» начинает биться головой о стенку) была развенчана не единожды. Даже из священных рощ этой религии, с голливудских холмов, в измученные перфекционизмом массы сошел ряд шедевральных в своей искренности кинолент, в которых кураж взрывал послушный заштампованный мирок. Просто так, без всякой цели.
Впрочем, убедиться в том, что стремление оседлать фортуну превращается в аутотренинг с высунутым языком, когда в нас спит инстинкт охотника, можно, и не ходя в кино. Розыгрыш партии из чувства долга («работа противная, но за нее хорошо платят», «ничего, что он зануда, мне замуж пора»), на выходе вынуждает довольствоваться разбитым корытом.
Другое дело, когда в нас разгорается нечто такое, что заставляет забыть об усталости, промокших ногах и пропущенном обеде. Что-то, что удесятеряет силы и гонит сомнения прочь. И тогда точно известно, что текст напишется, проект сложится, премьера состоится, а этот человек будет нашим, пусть он живет за сто тысяч километров и сто раз не свободен…
«Здоровый азарт – вызов самому себе, он подразумевает концентрацию мысли, воли, внимания на желаемой цели, – поясняет психолог Илья Шабшин. – На языке науки это называется фиксацией, при которой сознание сужается подобно тому, как солнечные лучи собираются лупой в жаркую точку. Препятствия и трудности на пути лишь подогревают интерес, вызывают творческий подъем (“как же это сделать, а?”).
Страха проиграть здесь нет. Есть стремление к развитию, к действию, готовность попробовать – без гарантии результата. И, конечно, здоровый азарт – это особое “повышенное” эмоциональное состояние, энергетический подъем с большим выбросом эндорфинов и адреналина».
По мнению доктора психологических наук, профессора Тахира Базарова, творческий азарт делает нас счастливыми. «Чувство дна является общим для разных переживаний, в том числе и тех, которые можно было бы назвать счастьем. У окружающих складывается впечатление, что “человек с горящими глазами” определился с самим собой, со временем, в котором живет; он отдает себя делу с таким азартом, будто это единственное, чем стоит заниматься. Сложность “неопределившегося человека” состоит в том, что его внутреннее состояние похоже на “булькание”. Это когда невозможно сосредоточиться на чем-то конкретном: принципиально различные цели и ценности кажутся равнозначными. Возникает состояние, которое можно назвать “аритмией времени”. Вроде стараешься планировать, но внеплановых действий в итоге всегда оказывается больше. С одной стороны, радуешься новым событиям, с другой – огорчаешься их несвоевременности, поскольку не можешь полностью им отдаться».
ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ?
Здоровый азарт возникает, если цель привлекательна, на пути к ней есть препятствия и хватает сил, чтобы их преодолеть. С трудностями и целями все более или менее понятно: такого «добра» у всех навалом, но сил… Почему-то в момент, когда нужно «собраться», их начинает катастрофически не хватать.
Это и не удивительно, поскольку склонность к азарту каждому из нас присуща в разной степени – по большому счету, она «задана» границами темперамента и определяется общим психическим настроем. Например, мы просто не можем «загореться», когда ослаблены энергетически вследствие недавней психологической травмы или затяжной депрессии, – в этом случае, чтобы снова поверить в себя и свои силы, необходимо время.
Трудно назвать куражными и представителей некоторых психотипов. Таковы «аналитики», действующие исключительно по строгому расчету, а также прирожденные «трудяги», привыкшие делать ставку на принципиально иной тип усилий: последовательность, усидчивость, работоспособность. Азарт представляется едва ли не вселенским злом психастеникам – привыкшие жить по принципу «как бы чего не вышло», такие люди избегают любых рисков.
Что ж, темперамент – это границы, заданные природой, и спорить с ними просто бессмысленно, однако «осторожничающим» стоит помнить, что перепахать более или менее известную тему можно и так, а вот качественного прорыва – без риска и азарта не совершить.
Чтобы отличить неоправданный риск от необходимого, стоит найти ответ на вопрос «Чем я рискую и ради чего?». «Это важно потому, что оценка людей осторожничающих не всегда адекватная, – продолжает Илья Шабшин. – С одной стороны, они недооценивают свои ресурсы: талант, харизму, креативность, с другой – переоценивают степень опасности последствий».
Чтобы посмотреть на происходящее трезвым взглядом, можно воспользоваться следующей техникой: представьте, что к вам обратился за советом ваш еще более нерешительный друг. Он «зачитывает» вам целый список причин, почему у него не получится, скажем, устроиться на работу, о которой он давно мечтал. «Туда не берут с улицы», «Просто прислать резюме – ну это бесполезно!», «Познакомиться с нужными людьми на мероприятии? Ну, и зачем я им нужен?»… Наверняка вы найдете множество аргументов, чтобы убедить этого бедолагу в том, что иной, более благоприятный сценарий также возможен.
КОГДА МОРЕ ПО КОЛЕНО
Азартные по своей природе люди делятся на два типа. Из классических складов темперамента азарт ближе сангвиникам – для них он освежает краски жизни, и они готовы решиться на действия, имеющие как вариант негативный исход. В этом, кстати, и залог их успеха, поскольку главное отличие «неудачников» от «победителей» заключается в умении работать с проигрышными ситуациями: и если не поворачивать их в свою пользу, то хотя бы извлекать из них уроки, избегая душевных потерь.
Другие – прирожденные авантюристы, для которых «главное – ввязаться, а там разберемся». В отличие от первых, авантюристы идут не столько на оправданный взвешенный риск, сколько стремятся попасть в ситуацию непредсказуемости и неопределенности. Как правило, это холерики. Склонные поддаваться эмоциям, аффекту, они частенько «руководствуются» принципом «авось» и просто переоценивают свои возможности, кидаются камнями, живя в стеклянном доме.
Вообще видеть необычное в обыденном и этим искренне увлекаться свойственно романтикам, к числу которых так или иначе относятся и победители, и авантюристы.
Азарт позволяет если не добиться многого и перейти на качественно иной уровень, то хотя бы получить массу впечатлений и испытать себя.
Азарт прекрасен? Да. Но у него есть обратная сторона медали: при избыточной концентрации внимания на цели из сознания может выпасть общая картина, потеряться видение целого. «Азарт способствует росту, позволяет завоевывать позиции, – говорит Илья Шабшин, – но, если вовремя не остановиться, потом следует “застревание” (а еще дальше – невозможность остановиться, потеря самоконтроля), в результате чего о продуктивности, конечно, говорить не приходится».
Поэтому, прежде чем поддаться этому захватывающему чувству, может быть стоит вспомнить слова британского политика и философа Джорджа Савила Галифакса, полагавшего, что «разумный риск – самая похвальная сторона человеческого благоразумия». Прыжок в пропасть – да, но если ты привязан страховочным канатом.