Самый загадочный (потому что далеко не каждому дано понять его творчество) художник Москвы Андрей Бартенев на открытии своего очередного выставочного проекта поделился с журналом «Психология на каждый день» мыслями об интуиции и творчестве.
ПСИХОЛОГИЯ: Какой смысл вы вкладываете в слова «творчество» и «интуиция», что для вас это значит?
БАРТЕНЕВ: По-моему, вообще нельзя разделять эти два слова. Интуиция — это вещество, которое заставляет человека творить. Творчество без интуиции — это как корабль без карты. Без нее не знаешь, куда двигаться. А если корабль не движется, он в какой-то момент тонет. Все в творчестве строится на интуиции — композиция, свет, иллюзия, все-все.
П.: Можете привести примеры внезапного озарения, внезапных догадок?
Б.: Существуют догадки секундные и догадки, протянутые во времени. Последние очень сложно осознать. К примеру, первое слово в такой догадке возникло три месяца назад, и только через год происходит конец догадки. Так и было с названием последнего моего выставочного проекта «СУВЕНИРЫ Н.Л.О. OSLOKINO U.F.O.». В прошлом году я находился в Венеции на биеннале и благодаря случаю оделся в костюм золотого Микки-Мауса. Ходил по улице, и дети, показывая на меня пальцем, кричали: «Тополино! Тополино!» Что в переводе с итальянского означает «мышонок». Затем в сентябре я прилетаю в Осло, гуляю по улице и вдруг вижу смешное название кинотеатра Oslokino. И мне подумалось: насколько похожи слова «тополино» и «ослокино». В ноябре, когда я приехал в Москву, начал подготовку к новому биеннале (первая международная московская выставка молодого искусства), и вот тут мне в голову мгновенно пришла идея названия проекта — «СУВЕНИРЫ Н.Л.О. OSLOKINO U.F.O.». То есть слово «тополино» обратило мое внимание на «ослокино», а «ослокино» — на U.F.O., так и родилось название. Это и есть растянутое во времени предощущение и знание, которое сложилось в такой жизненный ребус.
П.: Согласны ли вы с тем, что «божий дар», перешедший в ранг ремесла, сопровождают такие прозаические вещи, как медиапланы? Ведь от творческих сотрудников уже никто не ждет, когда они родят гениальную идею. Им просто ставят в план через три дня выдать эту идею во что бы то ни стало, и никто у них не спросит, как они собираются это сделать.
Б.: Я верю в то, что «божий дар» все равно прорвется через любой план. Однако план задает темпоритм и скорость, которые являются мерилом качества современной жизни. Все обвешаны мобильными телефонами, мы все живем в ритме Интернета и многоканальных телевизоров. Но «божий дар» все равно прорвется через это все.
П.: Обрели ли вы технологию творчества (или инсайта, озарения)?
Б.: Технология творчества — это не что иное, как дисциплина. В современной ситуации необходимо выделить какую-то область и быть дисциплинированным по отношению к этой области. Аскетизм, дисциплина, самообразование. Я очень стараюсь этому соответствовать.
П.: Как наладить контакт со своим внутренним «Я»?
Б.: Только с помощью любви. Она все мерит, находит самые неожиданные композиции.
П.: Как вам удается достичь гармонии в себе?
Б.: Это очень тяжело. Чтобы достичь гармонии, приходится проходить через невероятные бои и трудности. И ориентируюсь в этом я тоже на любовь к окружающей действительности.
П.: Если мы принимаем решения лишь на логике, считая интуицию чем-то нестоящим внимания, это обедняет нашу жизнь?
Б.: Нельзя говорить, что в интуиции нет логики. Даже антилогика – это иное состояние логики. А интуиция, быть может, это более сложная и более скрытая логика.
П.: Свойственны ли вам сомнения, колебания, легко ли вы принимаете решения?
Б.: В какие-то моменты жизненного тренинга приходится принимать очень много решений. Когда ты работаешь с очень сложным клиентом, ты должен выдавать, к примеру, сорок решений в одну секунду. А чтобы выдержать десять минут дискуссии с этим клиентом, нужно придумать уже четыреста решений.
П.: Это называется «профессионализм»?
Б.: Это называется «современный пластицизм». Профессионализм – немного другое, само собой разумеющееся, как вытереться полотенцем после душа. Но это не самое главное. Гораздо важнее иметь нить с небом. Вот в этом надо достичь высот. А профессионализм — техника, которую можно наработать.
П.: Как вы считаете, можно выработать в себе творческие способности, подхлестнуть их?
Б.: Их не нужно нарабатывать, они каждому человеку даны от Бога. Им нужно просто дать возможность вылиться из души, из сердца. А самый лучший стимулятор — любовь!