Алкоголизм в России, увы, стал обыденностью. Этой проблемой уже никого не удивишь, а зря. Нельзя забывать о том, что это – болезнь, тяжелая, хроническая. Болезнь, от которой страдает не только сам алкоголик, но и его близкие. И конечно, дети! Что же происходит с ребенком в такой семье? Что чувствуют дети алкоголиков? Об этом рассказывает психиатр-нарколог, системный семейный психотерапевт, клинический генетик, профессор Валентина Дмитриевна Москаленко.
Валентина Москаленко – доктор медицинских наук, профессор, системный семейный психотерапевт, врач психиатр-нарколог, действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги.
ЗА КОГО ВОЮЕМ?
Расти, взрослеть всегда трудно. А расти в алкогольном доме – непереносимо трудно. Миллионы взрослых мужчин и женщин выросли в семьях, где жизнь управлялась алкоголем. Миллионы детей и сейчас живут в таких семьях. Дети больных алкоголизмом родителей переносят стресс, сравнимый с потерей близкого человека или с травматическим опытом ветеранов войны, известным под названием «посттравматическое стрессовое расстройство». Этот синдром возникает у ветеранов войны, когда они начинают приспосабливаться к мирной жизни. Дети часто вынуждены выбирать, на чьей стороне воевать – на стороне мамы или папы. Иногда линия фронта проходит между родителями и детьми.
Нередко бывает и так, что ребенку легче ладить с пьющим родителем и труднее – с трезво живущим вторым родителем, страдающим созависимостью. Созависимые родители часто бывают раздражены, тревожны, нервозны, они устают от этой битвы. Неосознанно они транслируют свои чувства детям. Малейшей провинности достаточно, чтобы созависимый родитель стал раздраженным, расстроился, опечалился. Как говорил один мальчик из подобной семьи, «мама у нас всегда ругачая».
Созависимые родители отчаянно борются за то, чтобы в семье все было нормально. Они так поглощены приведением в порядок своего дома, что это истощает всю их психическую энергию и одной искорки достаточно, чтобы опять произошел взрыв. Тогда они могут демонстрировать безучастное отношение к детям: «Делай, что хочешь, только оставь меня в покое». Все внимание поглощает больной алкоголизмом, вся жизнь в доме вертится вокруг него, вокруг его проблем. И дети чувствуют себя заброшенными, нежеланными, нелюбимыми.
КОРОТКО
Алкогольные (дисфункциональные) семьи являются почвой для развития зависимостей и разнообразных проблем, в возникновении которых важную роль играют травматические события детства. Поэтому дисфункциональные семьи называют нездоровыми, а функциональные – здоровыми. В дисфункциональной семье один родитель болен алкоголизмом, но и второй родитель нездоров – он страдает созависимостью. И зависимость, и созависимость предполагают определенную модель поведения – нездоровую. Ребенку эмоционально приходится вдвойне нелегко.
ПЛАСТИЛИНОВЫЙ МАЛЬЧИК
Психика ребенка – как пластилин, из которого жизнь в алкогольной семье лепит определенный характер. И что же получается? Чем отличаются такие дети от своих ровесников?
1. Низкая самооценка
У ребенка чувство собственного достоинства, своей ценности, одаренности и уникальности развивается только при условии, что родители дают ему столько внимания, сколько ему требуется. Внимание, которое получают сыновья и дочери больных алкоголизмом родителей, смешано с токсическими эмоциями. Ребенка мало хвалят и много кри¬тикуют. Слова и намеки интер¬претируются им как негативные представления о себе: «Я постоянно путаюсь под ногами», «Я приношу другим проблемы» и так далее.
Даже одного-двух подобных убеждений достаточно, чтобы у ребенка сформировалась низкая самооценка, поскольку эти послания идут от самых значи¬мых людей – родителей или тех, кто их заменяет.
2. Нет права на ошибки
В здоровых, функциональных семьях разрешают делать ошибки. Ведь мы учимся на ошибках! Их преодоление помогает росту и развитию. Члены семьи поощряют и взрослых, и детей исследо¬вать незнакомые стороны жизни.
Дети больных алкоголизмом видят себя через мутное стекло родительского взгляда на мир. Ошибки в алкогольной семье просто запрещены. Алкоголь растворяет самоуважение человека, всех членов семьи. Дети не знают, есть ли у них почва под ногами, поскольку их корни (родительская семья) больны и слабы.
Неуверенность не только в завтрашнем дне, но и в том, что произойдет сегодня вечером, делает из детей маленьких солдат-часовых. Детям необходимо стоять на посту, чтобы быть готовыми встретить проблему и защитить себя. Они храбро сражаются, чтобы побороть неодолимую проблему.
В алкогольных семьях если и наблюдается сплоченность, то это негативная сплоченность, замешанная на критицизме, насилии, непостоянстве, отрицании и чрезмерном стрессе. Личностный рост ребенка останавливается. Происходит фиксация на своем чувстве неадекватности, приниженности.
3. Критика
В здоровых семьях родители всегда уделяют внимание тому делу, которое делает и завершает ребенок. При этом ожидания родителей реалистичны, похвала и поддержка постоянны. В алкогольных семьях завершенные дела ребенка получают признание и похвалу в зависимости от настроения родителей и от состояния родителя-алкоголика. Постоянной является критика, а не ободрение. Возможны оскорбления, насилие – физическое, эмоциональное, сексуальное. Ожидания определяются уровнем алкоголя в крови больного члена семьи.
4. Отрицание
Семья игнорирует алкоголизм и считает допустимым безответственное поведение алкоголика. Отрицание как форма психологической защиты помогает справиться с болью. Родитель отрицает то, что ребенок видит своими глазами. Ребенок в замешательстве, он начинает не доверять реальности. До девятилетнего возраста дети преимущественно воспринимают мир глазами родителей. Они сомневаются и отрицают собственное восприятие, а затем привыкают врать миру и себе.
Мальчики и девочки стараются быть теми, кем они должны быть по мысли родителей – вывеской, визитной карточкой несуществующего благополучия семьи. Такие семьи называют фасадными. Снаружи все нормально, а внутри кошмар. Ад кромешный становится привычной ситуацией.
5. Гнев
Это наиболее распространенная эмоция детей, возникающая как реакция на алкоголизм родителя. Ее проявление обычно запрещено детям, хотя взрослые позволяют себе гневаться. Ребенок знает, что сердиться нельзя, это неправильно. Он часто прячет свой гнев под маской напускной улыбки. Позднее это может привести к бедности чувств. Как писал Эрих Фромм, «вначале ребенок отказывается от выражения своих чувств, а в конечном итоге – и от самих чувств». Под гневом лежат боль, печаль, горечь существования.
6. Подавленность
По сравнению с детьми здоровых родителей дети алкоголиков чаще описывают свое детство как несчастливое. В зрелые годы они в два раза чаще страдают депрессиями. Но явно лучше чувствуют себя дети, чьи родители лечатся от алкоголизма и достигают длительного воздержания от употребления алкоголя.
7. Страх
Непредсказуемость родительских ожиданий и реакций порождает ощутимый страх неизвестного. Гнев в алкогольных семьях вообще не поддается пониманию, он бессмысленный и постоянный. Все время кто-то на кого-то кричит и кто-то кого-то обвиняет. Иногда члены семьи бьют друг друга. Глядя на все это, ребенок учится избегать конфронтаций, чтобы не добавлять ничего в постоянно кипящий котел.
8. Вина
Дети в алкогольных семьях часто чувствуют себя виноватыми и ответственными за пьянство родителя. Некоторые даже считают, что из-за него, ребенка, родитель и пьет. Часто дети думают, что они в состоянии сдержать пьянство родителя, но это – иллюзия.
Став взрослыми, дети продолжают испытывать чувство вины почти постоянно. Это чувство легко возникает в самых разных обстоятельствах. Если же кто-то их обвиняет, то они охотно принимают вину на свой счет. В хаотическом доме алкоголика мало что может быть надежным, безопасным и контролируемым.
9. Смущение и изоляция
Дети скрывают пьянство своего отца или матери, избегают приглашать к себе в дом друзей. Многие из них строят не¬видимые стены вокруг себя, живут больше в мечтах и фантазиях, чем в реальном мире. Они как будто инкапсулируют свои чувства и не открывают эту капсулу до тридцати или сорока лет.
10. Горе, утрата
Эти чувства у детей могут проявляться на разных уровнях, а в дальнейшем посещать лишь время от времени. Помните слова А. П. Чехова «В детстве у меня не было детства»? Утрата беззаботного, радостного детства может быть причиной горевания. До наступления пубертатного возраста процесс горевания от утраты родителя, утраты физической или психологической («отец утонул в вине»), ясно не осознается ребенком. Но это чувство препятствует развитию идентичности у подростка, осознанию себя уникальной личностью с чувством собственного достоинства и ценности. Неразрешенное чувство горя, утраты может омрачать жизнь и мешать построить свою семью.
ЯДОВИТЫЕ ПОСЛАНИЯ ДЕТСТВА
С какими представлениями о себе дети больных алкоголизмом вступают в зрелый возраст?
Они усвоили по меньшей мере четыре ядовитых послания:
1. Я ничего не могу сделать как следует.
2. Я не могу правильно думать.
3. Я никому не могу доверять, кроме как самому себе.
4. Я не должен что-либо чувствовать или выражать свои чувства.
Эмоциональные лишения задерживают рост личности. Но есть упражнения, которые помогут принять прошлое и начать выздоравливать. Вот одно из них.
УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕСМОТР ОПЫТА»
Расслабьтесь, устройтесь поудобнее. Прочтите список, после каждого пункта спрашивайте себя, так ли это. Например: «Переживал ли я страх отвержения? Испытывал ли я трудности в достижении близких взаимоотношений?» Отметьте значком те переживания, которые имеют отношение к вашей прошлой жизни. Вы обнаружите, что кое-что из перечисленного имеет к вам отношение, а кое-что – нет. Не надо только испытывать чувство вины. Если какие-то важные для вас чувства, переживания, проблемы не включены в список, просто добавьте их.
• Страх отвержения
• Трудности в достижении близких взаимоотношений (интимности)
• Недоверие
• Напряженность
• Резкие колебания настроения
• Низкая самооценка, недостаток самоуважения
• Булимия (переедание), нервная анорексия (отказ от еды)
• Алкоголизм – собственный или у важных для вас близких людей
• Ложь (собственная)
• Пристрастие к переживанию восторга, возбуждения
• Зависимость
• Случайные сексуальные связи или различные сексуальные нарушения
• Проявления насилия со своей стороны либо наблюдение насилия со стороны значимых близких
• Чрезмерная ответственность либо безответственность
• Чрезмерные реакции на что-либо
• Импульсивность
• Склонность критиковать, судить себя и других
• Невозможность расслабиться
• Потребность контролировать других
• Потребность получать похвалу и поддержку, одобрение
• Компульсивное (почти насильственное) поведение – собственное либо значимых близких (переедание, стремление к сверхдостижениям любой ценой, курение, злоупотребление психоактивными веществами)
Пункты, обозначенные точками, помогут яснее увидеть психологические особенности, которые могут создавать проблемы в жизни. А осознание проблем – очень важная часть исцеления. Осознать проблему – значит уже наполовину ее решить.