Вся подноготная шоу-бизнеса известна тем, кто его создает. Александр Кушнир — журналист и пиарщик, писатель и продюсер, преподаватель института менеджмента и руководитель PR-агентства «Кушнир-продакшн». В нашей беседе Александр раскрыл некоторые секреты психологии звезд.
— Александр, что вас вдохновляет на книги о музыке?
— Сильная идея. Кажется, Лао-цзы сказал: «Если нет книги, которую тебе хочется прочитать, напиши ее». Когда за пять лет возьмешь полтысячи интервью для «Ста магнитоальбомов», ты себя чувствуешь уже этаким Далем, который ходит по деревне и собирает фольклор. В свое время покойный Егор Летов сказал, что одиночки опаснее для социума, чем целые движения. Я бы сказал, что одиночки важнее для социума, чем целые институты.
Когда «Сто магнитоальбомов» вышли, я понял, что я свое уже отписал. Потом родилась идея «Хэдлайнеров» — как говорится, слово дал, слово взял. Эта книга о том, как делать неизвестных артистов известными, известных — популярными, популярных — знаменитыми и любимыми.
— Над какими продюсерскими проектами вы работаете?
— Мы сейчас раскручиваем молоденькую певицу из города Ижевска Татьяну Зыкину и других интересных артистов. Приоритеты меняются. Если приходит творческая группа студентов, забываешь про артистов и про книгу.
— Что нужно артисту для успеха в шоу-бизнесе?
— Очень важно, чтобы человек сам писал песни. Поскольку мы работаем с некоторыми мюзиклами — Mamma mia и другими, я вижу там много талантливых исполнителей, которым рукоплещет зал, но они сами музыку не создают. Существует огромная разница между поп-средой и рок-средой. Как правило, мои симпатии на стороне рок-среды, поскольку там у человека есть собственные песни, своя жизненная философия.
— Помимо таланта, какими качествами должен обладать человек, который хочет стать звездой?
— Он должен обладать очень большой стрессоустойчивостью, разумно реагировать на критику. Еще важно, как артист реагирует на творческие неудачи, безденежье, отсутствие концертов. Если у него любимое слово «депрессия», то у него ничего не получится. Поэтому идеальный артист образца 2008 года должен быть гибким, как змея, у него должна быть толстая кожа, как у гиппопотама. Он должен идти по своему пути, как танк Т-34.
— А как же тонкая, ранимая душа творческого человека?
— Артист с тонкой, ранимой душой может выпасть из этой гонки на 2—3 года, как Лагутенко или Земфира, отказаться от концертов и записывать в студии новые песни. Или как Мамонов, может уехать в деревню, или как Вася Шумов из группы «Центр», эмигрировать очень далеко. Каждый выбирает свой путь.
— Некоторые психологи говорят, что психика одаренных людей — на грани патологии. Вы с этим согласны или нет?
— Наверно, это надо принимать как данность. Директор Жанны Агузаровой в непринужденной обстановке рассказал интересные вещи. Когда он общается с Жанной один на один, это совершенно нормальная тетка, а как только в комнате появляется третий человек, происходит какой-то щелчок: там, где находились ноги, оказывается голова, а там, где была голова, оказываются пятки туфель. Артист то входит в образ, то выходит из образа. Попробовал бы он с этим образом проехать по московским пробкам!
СПб.: Амфора, 2007 — Книга о взлете «Мумий Тролля», Земфиры, Линды и других звезд.
Эксперты «Нашего радио» назвали «Хэдлайнеров» одной из трех лучших книг о музыке 2007 года.