Биография
- 1960 – окончил школу и поступил в Азербайджанский медицинский институт имени Наримана Нариманова. Всерьез медициной не интересовался, но увлекся психологией: гипнозом, обучением во сне, ясновидением, психотерапией, трудами Фрейда.
- 1964 – вместе с друзьями создал самостоятельный бакинский клуб КВН.
- 1966 – окончил институт по специальности «врач-психиатр».
- 1970 – завершил обучение в аспирантуре по специальности «психология и психиатрия», написав диссертацию по теме «Клинико-психологические корреляции при церебральном атеросклерозе».
- 1973 – после окончания высших курсов сценаристов и режиссеров Госкино СССР стал режиссером-постановщиком киностудии «Азербайджанфильм» (до 1988 г.).
- 1988–2002 – стал директором Центрального дома кинематографистов.
- 2013 – выпустил картину «Не бойся, я с тобой! 1919», которая стала продолжением, пожалуй, самого знаменитого и любимого зрителями фильма «Не бойся, я с тобой!» 1981 года.
- Постоянный член жюри Высшей лиги КВН.
Тема нашего номера – творческая адаптация. Что вы думаете о привычке (или необходимости) человека приспосабливаться к обстоятельствам?
Вопрос сложнейший, не просто медицинский и физиологический, но и мировоззренческий, философский. Если б человек как социальное животное не смог адаптироваться к окружающей среде, человечество вымерло бы быстрее динозавров. Когда-то для динозавров условия изменились. Причины до сих пор не установлены: кто говорит, что метеорит упал, другие – что извержение было или ледниковый период. Неважно, что это было, но, когда условия изменились, динозавры вымерли, не сумев адаптироваться.
Они не могли шутить…
Юмор, ирония, самоирония являются одним из главных адаптационных механизмов человека. Это именно то, что дает тренировка в КВН, в игре, в которой есть, помимо прочего, спортивный азарт. Большая проблема, когда человек относится к себе или ведет себя слишком серьезно. Это грань между психиатрией и психологией.
Тонкая…
Наоборот, очень толстая. Все люди немножко сумасшедшие, у всех есть хотя бы минимальное отклонение от нормы. Нет, к сожалению, идеально здорового человека. Жизнь несется в диком темпе. Вот совсем недавно мы были друзьями с турками, потом резко и всерьез поссорились, а сегодня, перестав враждовать, снова стали лучшими друзьями. В общем, наш народ показывает удивительное умение адаптироваться.
5 камер на 5 метров
В 1989 году именно в кабинете Юлия Гусмана представители телеканала Би-би-си записывали первое интервью Михаила Горбачева.
«Я же думал, что все-все знаю, я же работал в кино с 73 года, мне казалось, что одной камеры для интервью вполне достаточно (особенно с учетом, что мой кабинет тогда был весьма невелик), – рассказывает Юлий Гусман. – И тут приезжает BBC… На месте секретаря теперь высится большой звуковой пульт, многочисленные приборы, зонтики, затемнители, пять микрофонов, три камеры. И все это в тесном, повторюсь, кабинетике. Я был ошеломлен!
А в том же году, когда я ставил спектакль в американском Далласе, стал свидетелем, как снимали сериал о школьнице, выигравшей миллион в лотерею. В ее пригород приехал телеканал ABC на целом караване машин с оборудованием, опрашивали всех соседей. Я тогда еще спросил у режиссера: ‘‘Это будет документальный фильм?’’ И мне ответили: ‘‘Три минуты записи для вечерних новостей’’. ‘‘Как же так, – спрашиваю, – вас тут сотня, вы неделю снимаете, неужели это – обычное дело?’’ Ответ меня просто покорил: ‘‘Не имеет значения, сколько мы денег потратим и как мы это сделаем, лишь бы ролик хороший получился’’. Эти случаи стали для меня примерами идеального ответственного подхода к работе. И я на них учился».
Потому что русский народ незлобивый?
Дело не в этом. Длительные исторические периоды, которые требовали осмысления и привыкания, сегодня можно с помощью телевизора изменить простым переключением кнопок «Да здравствует!», «Чтоб вы сдохли!», «Вперед», «Назад». Сегодня с толпой можно делать все что угодно, особенно когда людей настраивают на негатив. Чтобы уберечь свою психику, сохранить себя как личность, а общество как целостную структуру, нужно быть критичным, пропускать через себя не только «дождь идет, я надену плащ, я адаптируюсь». Надо воспринимать окружающий мир со знаком собственной оценки, не веря всему слепо. Каждые полгода появляются новые гаджеты, и лавина новой информации, новых эмоций, ощущений, впечатлений будет только нарастать. Мой внук, которому семь лет, управляется с айпадом гораздо лучше меня, хотя я не самый глупый и замшелый юзер. Дети будто рождаются с этим умением.
Мы для них динозавры?
Родители не были для меня динозаврами, а на всю жизнь остались примерами. Они были профессорами: папа – лучший кардиолог в Баку, мама – автор учебников английского. Потрясающие люди: умные, веселые. Мы жили в коммунальной квартире, удобства в коридоре. У нас никогда не было машины и дачи. Родители прожили замечательную жизнь, хотя не ездили за границу, а папа лишь раз в жизни в Болгарии побывал. Но как они высоко несли знамя своей профессии, как гордились своей работой, своей семьей, своими друзьями, как желали счастья окружающим. Они были настоящими людьми. Наш мозг, который помогает адаптироваться к условиям жизни, предлагаемым нам обществом, может помочь и НЕ адаптироваться простым включением телевизионных кнопок. Не воспринимать пропаганду, ложь. Мозг помогает не гнуться, если ты хочешь стоять прямо.
Про патефон и знаки
Когда я был маленький, – вспоминает Юлий Гусман, – папа с войны привез патефон. У каждого в семье были любимые пластинки. У няни любимая была про ‘‘Смуглянку-молдаванку’’. У папы – песенка военных шоферов. Моя – ‘‘Мост через реку Квай’’. И можете себе представить мое удивление, когда на первом же моем занятии на высших курсах кинорежиссеров в Москве я услышал именно эту мелодию! Что это было? Знак? Ведь я тогда опоздал, наткнулся на моего завуча Татьяну Ерошину, которая отчитала меня, как школьника. И я ведь на минуту засомневался: мне ведь уже 150 лет, и все туда же – учиться… кому это надо? зачем приехал? Но те первые звуки любимой мелодии в малюсеньком зальчике на курсе зарубежного киносценария все расставили по своим местам. Это было невозможным, но именно это и происходило. Неужели же это просто совпадение?»
Что дает юмор?
Во-первых, никто не знает точно, что такое юмор. Во-вторых, кому-то смешно, а кому-то – нет. Есть много умных людей, которые вообще не понимают анекдотов. Правда, сейчас не модно не понимать шуток, юмора, сатиры, потому что ты выглядишь белой вороной. Почему я на протяжении 50 лет так предан КВН? Это для меня не только моя молодость, не только замечательная телевизионная программа, не только юмор и не только искусство. Это еще и некий взгляд на жизнь в том ритме, с тем ироническим подтекстом, который иногда нельзя объяснить, но который так нужен в жизни. Недаром настоящие писатели-юмористы не просто шутят или развлекают, они еще и высвечивают необычные ракурсы, пороки, боли и проблемы нашей земной жизни.
И философия там есть. Особенно у Горина.
Горин – великий писатель. Сейчас многие не знают Зощенко, Булгакова, Чехова, Салтыкова-Щедрина. Я был на реалити-шоу «Фабрика юмора». Сидят там человек 12 мальчиков и девочек. Начали беседовать, и выяснилось, что они ничего не читали. «Как вы можете быть юмористами, если вы не читали Шварца и Свифта?» Они удивлялись и обижались.
Григорий Горин был не только замечательным писателем, но и удивительным, умным, добрым и веселым человеком, он, конечно, займет свое достойное место на полках литературы ХХ века, и будет причислен к классикам великой отечественной литературы. Время все расставляет по своим местам.
К КВНу, несмотря на его 55-летнюю историю успеха, несмотря на то, что в него играют 12 миллионов человек, а через его школу жизни прошли множество творческих и талантливых людей, отношение, скажем так, с легким, улыбчивым и добрым высокомерием. В 1964 году в Баку был первый телевизионный сигнал из Москвы. И мы наконец увидели парад на Красной площади, праздничный концерт, увидели впервые и КВН. Город тогда буквально заболел этой игрой. Сегодня большинство развлекательных программ на всех каналах создали выходцы из нашего клуба. Они стали артистами, чтецами, телеюмористами, режиссерами, сценаристами, продюсерами, редакторами. Телевизионная «Академия им. Маслякова» создала больше профессионалов, чем все телешколы и журналистские факультеты вместе взятые.
Нельзя не сказать, что это, конечно, и серьезная система молодежного воспитания, здорового образа духовной жизни. Уже много лет в январе в Сочи собираются все команды КВН нашей страны, которые претендуют на участие в высшей или первой лигах Клуба. Как вы думаете, сколько приезжает на этот смотр претендентов? Не поверите – 500–600! Да, конечно, высокое искусство – это храм, а КВН можно назвать уже почти полузабытым словом «художественная самодеятельность». Но это такая самодеятельность, которая на всю жизнь прививает человеку важнейшие качества: остроту ума, точность зрения, умение относиться к испытаниям с юмором и самоиронией. А ведь это и есть механизмы адаптации, которые позволяют не возвращаться в эпоху динозавров.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Юмор на черный день
Всю жизнь мы балансируем в поисках равновесия. Мы учитываем наши нужды и желания (потребности), стараемся выстроить их иерархию и при этом достойно отреагировать на возможности и ограничения, которые нам ежеминутно дарит «окружающая среда». Каждый из нас ежедневно принимает вызов: как не окаменеть под давлением темпа, стресса, дефицита поддержки, а с другой стороны, не развернуть всю свою энергию в разрушительную ярость, уничтожая все вокруг себя. Один из универсальных способов не накапливать разрушающий объем энергии – это творчество. Мне кажется, что КВН в нашем государстве всегда выполнял роль «шута» при дворе короля. Если вы помните, именно шут мог говорить правду в глаза самым влиятельным персонам, оформляя ее в ироничную и метафоричную форму. Именно благодаря юмору, сатире и творчеству человечество, на мой взгляд, переживало самые тяжелые этапы своего развития. Я думаю, что обучить чувству юмора ребенка или подростка нереально, но можно поддержать и развить. И если это удалось – это маленький вклад в то, что на одного человека, способного объемно смотреть на жизнь, стало больше.
психолог, гештальттерапевт