Когда-то до первого сентября была еще целая вечность, а в голове – подготовка к выпускному и планы на летний отдых. До свиданья, детский сад, ребенок «собран» в школу. А вы сами – готовы? Знаете о ФГОС? Проверим.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Первая ошибка – недооценка сложности
«Мы учились сами, и ничего, выучились. Значит и они выучатся. Что там делать-то, в младшей школе?»
— Да, вы учились, но в каком году? У обучения в современной школе и у вашей школы из общего – только парты и звонки. Добро пожаловать в реальный мир развивающего обучения. Скучать не придется никому – ни вам, ни детям.
Представляю вам основные принципы развивающего обучения:
1. Обучение на высоком уровне трудности
Это значит, должно быть проблематично, должно быть «задание для мозгов», нужно заставить ребенка думать, быстро соображать, сосредотачиваться, держать внимание. И дело тут не в педагоге, так выстроен учебник, программа. Времени смотреть в окно, играть с новым пеналом – нет. Времени болеть – тоже нет, пропустите материал. Будьте готовы решать квесты всей семьей и параллельно пытаться объяснить их ребенку.
Успешны будут дети со средне-высоким и высоким уровнем развития познавательной сферы; дети, которых дома мягко контролируют и доучивают родители: «Ты все понял?», «посмотри, тут ошибка, понимаешь сам, какая?», «объясни как решаешь, я тебя проверю».
Группа риска – интеллектуально не раскачанные дети, середнячки, дети без педагогической поддержки в семье.
2. Ведущая роль теоретических знаний
До свиданья, природоведение, здравствуй, окружающий мир (солянка из ботаники, анатомии, географии, истории). Сначала должны усвоиться теоретические понятия, потом переходят к практическому решению задач. Теории много, новых понятий много, исторических данных столько, что достанется и объединению Руси, и распаду СССР (да, это я все еще про младшую школу). Это придется не только «пройти», но и доказать, что помнишь теорию, на тестах.
Успешны будут дети с хорошей памятью, умеющие анализировать, выделять главное и второстепенное, умеющие распределять время в работах с тестами, по которым дома повторяют пройденное.
Группа риска – дети с низким уровнем внимания и памяти, мало мотивированные на учебный процесс, дети, с которыми дома никто не повторяет пройденный материал.
3. Обучение быстрым темпом
Долой повторения, на них нет времени, вперед и только вперед! Постоянное углубление и разностороннее обогащение знаний. На практике вы оглянуться не успеете, как уже пишете предложениями и решаете уравнения с одним неизвестным. Кстати, такой стиль больше подходит для обучения мальчиков. А вот девочкам повторения нужны, они позволяют лучше понять и крепче усвоить материал.
Успешны будут дети, с которыми в лепке, рисовании готовили руку к письму до школы, мотивированные на учебу, любопытные почемучки, которые имеют педагогическую поддержку дома.
Группа риска – дети со средним и низким уровнем внимания, мотивации и мышления, не имеющие педагогической поддержки дома.
Цель развивающего обучения – ребенок должен хотеть, любить и уметь учиться. Представьте себе Гермиону Грейнджер – идеальный субъект для развивающего обучения: умная, внимательная, организованная, с отличной памятью, креативная, высоко мотивированная на учебные успехи (т. е. на освоение знаний, умений, а не только на отметки). Если упростить, то насколько по 10-балльной шкале ваш ребенок похож на Гермиону в ее учебной деятельности – настолько успешно он справится с развивающим подходом.
Вторая ошибка – недооценка сверстников
Психологическая готовность к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Сверстников. Еще раз – в коллективе. Из сверстников.
То есть не то, умеет ли он понять, когда вы сидите дома в тишине и, глядя ребенку прямо в глаза, объясняете материал. А когда он сидит на третьей (четвертой, пятой) парте, рядом сосед ковыряет ластик линейкой, на первой парте Лена с огромной яркой заколкой для волос, в соседнем ряду Лешка шепчется с Максом, а там Настя опять достала телефон, а ведь на перемене обещала пройти уровень вместе, и Юра вежливо отпросился в туалет посередине объяснения учителя.
Достаточны ли ресурсы ребенка, чтобы концентрировать внимание на учителе? Умеет ли он общаться со сверстниками спокойно и вежливо, без агрессии, без драк? Статус ребенка в классе в младшей школе зависит от оценок учителя (похвалил / раскритиковал) и отметок. Дети мыслят очень простыми категориями: у тебя 5, значит, ты хороший; у тебя 2, значит, плохой. Лучший способ помочь ребенку в адаптации к коллективу, постараться помочь ему учиться на положительные отметки.
Третья ошибка – недооценка контроля
Любое новое поведение ребенка, прежде чем стать самостоятельным, нуждается во внешнем контроле. Вы должны сами проконтролировать ребенка в начале обучения. Насколько успешно вы проконтролируете запуск учебного процесса, настолько спокойно вы постепенно выйдете из него к 3-4 классу. Если он будет писать буквы сам, без присмотра – он изобретет свои буквы, будет начинать их как захочет, обводить по два раза там, где не нужно, и в итоге у него сложится уникальный почерк, совершенно непригодный для скорого письма и нечитаемый педагогом.
Изменить почерк невероятно сложно – двигательные автоматизмы уже сложились. Контролируйте заранее! Это вы будете терпеливо просить выложить все из портфеля, и собирать тоже будете вместе. Иначе к концу недели в вашем портфеле будут все выданные учебники, половина урны для бумаг и банан. Вы должны помочь вашему ребенку создать правильные удобные алгоритмы – где висит школьная форма, как ее сложить, что в сумке с физкультурой, как убрать краски после урока и т.п.
Для успешного обучения в школе нам понадобится:
- познавательные (хочет знать) и социальные (хочет быть учеником) мотивы учения;
- достаточное развитие интеллектуальной сферы (мышление, обученность, представления о мире);
- достаточное развитие произвольного поведения (слышит и выполняет распоряжения старших, ведет себя как ученик).
Главный компонент – мотивационный, если он есть, остальные «подтянутся». Если вы чувствуете сомнения в вашей и ребенка готовности к школе, вовремя обратитесь к психологу за диагностикой и индивидуальными рекомендациями по подготовке к успешному обучению в первом классе.
Проведите время до школы с пользой, чтобы ваш ребенок и вы в сентябре действительно хотели, любили и умели учиться.