Человеческое общение напоминает алхимию. Бывает, соединятся два элемента, между ними вспыхивает искорка, которая быстро разгорается в пламя, горящее чистым и долгим светом. Но бывает и иначе: два элемента искрят, чадят, огонек то вспыхивает, то вновь гаснет. Так и разговоры: какие-то даются нам очень легко, а другие «буксуют» – никак не найти общую тему, сложно сформулировать мысль, подобрать нужные слова, постоянно возникает сомнение, что собеседник нас слышит и понимает.
Коммуникативных барьеров, затрудняющих общение или делающих его вовсе невозможным, много. Перечислять их нет смысла, лучше сфокусироваться на способах, с помощью которых можно «оживить» любой разговор.
1. Настройтесь на лучшее, что есть в вашем собеседнике. Даже если вам предстоит трудный разговор с малоприятным человеком, очень важно актуализировать внутренний эмоциональный ресурс, который даст вам возможность провести этот разговор спокойно и конструктивно. Этот ресурс у всех разный, но одним из наиболее работающих вариантов является именно «вера во все хорошее», что обязательно есть (должно быть!) в вашем собеседнике.
2. Используйте один-два проверенных способа для вступления в контакт. Например, задайте вопрос или предложите помощь. Эффективным способом является серия вопросов, задаваемых по принципу «снаружи-внутрь». В начале цепочки вопросов вы интересуетесь чем-то, что связано с ситуацией общения. Постепенно от обсуждения внешних обстоятельств можно переходить к вопросам о том, что собеседник думает, как относится к происходящему, что намеревается сделать (т.е. к его внутреннему миру).
3. Демонстрируйте вовлеченность и дружелюбие. Важнейшей условие любого конструктивного общения – позитивный эмоциональный климат. В самом начале разговора эмоциональный климат в основном создается с помощью выразительных средств нашего тела.
Достаточно просто демонстрировать дружелюбие:
- развернуть лицо и корпус прямо к собеседнику;
- улыбаться;
- поддерживать контакт глазами;
- сохранять открытую позу (не перекрещивать руки и ноги);
- кивать головой в такт словам собеседника.
Помните, что особенно важно поддерживать дружелюбную атмосферу в течение всего разговора, т.е. даже тогда, когда между собеседниками могут возникнуть разногласия.
4. Слушайте и изучайте собеседника. Конечно, можно заранее подготовить список дежурных тем для поддержания «светского разговора». Обычно для small talk рекомендуют темы вроде: еда, погода, домашние питомцы, локальные новости, хобби.
Но на самом деле нет никакой гарантии, что выбранная вами тема будет интересна для собеседника. Собеседник может поддержать «светскую беседу» из вежливости, но перейти на более глубокий уровень разговора не получится. Но если мы внимательно слушаем собеседника, у нас появляется шанс обнаружить темы, которые для него действительно интересны. И далее развивать разговор уже в этом направлении.
5. Гарантируйте безопасность общения. Речь прежде всего о психологической безопасности, которая проявляется через эмоциональное принятие собеседника, отсутствие с нашей стороны угроз его самооценке.
Безопасность нарушается, когда мы:
- начинаем игнорировать собеседника;
- относимся к его словам и к личности иронично;
- ведем себя агрессивно, угрожаем и давим;
- не дослушав и не разобравшись в точке зрения собеседника, обрушиваемся на нее с критикой.
6. Проявляйте активный интерес (к собеседнику, его мнению/позиции). Самый простой способ это сделать – задавать вопросы и больше слушать, чем говорить самому.
В первую очередь необходимо использовать открытые вопросы, в которых мы просим собеседника поделиться мнением, и уточняющие вопросы, которые конкретизируют детали.
Следует избегать закрытых вопросов, предполагающих ответы «да» либо «нет» и быстрого переключения в «режим спорщика». Даже если точка зрения собеседника вызывает у нас сильные возражения, не стоит торопиться высказывать свое контрмнение.
Если вы хотите, чтобы разговор имел конструктивное завершение, то следует продолжить задавать открытые вопросы до тех пор, пока вы не выявите точки пересечения во мнениях. Только после этого диалог (и даже спор) сможет получиться обоюдно полезным.
7. Стремитесь к общему результату. У любого разговора всегда есть цель. Иногда она скрытая, но лучше в ходе разговора ее прояснить. Иногда у каждого участника свои цели, которые могут быть противоположными и даже конфликтными. Но если мы хотим, чтобы от разговора был хоть какой-то толк (кроме конфликта), цели необходимо обозначить и попытаться найти/сформулировать общую цель.
Разговор будет продуктивным, длительным без «напряга», полезным для всех участников лишь тогда, когда каждый четко понимает, зачем ему это нужно. И очень хорошо, когда кто-то из участников (например, вы) диалога берет на себя эту функцию – сформулировать общую цель беседы и периодически напоминать о ней; проверять, насколько мы к ней продвигаемся.
В заключение добавлю, что предложенные 7 способов являются коммуникативными навыками, которые требуют тренировки. Лучше всего выбрать какой-то один из семи предложенных навыков (который, как вам кажется, развит у вас недостаточно) и целенаправленно «прокачивать» его в течение недели-двух. Когда обнаружите, что навык «работает» (и вам стало значительно легче поддерживать долгое и конструктивное общение), переходите к освоению следующего.