Чем старательнее исследователи пытались создать универсальный инструмент для оценки ума, тем чаще приходили к выводу, что это вряд ли возможно. Практически любой тест «на интеллект» основан на решении задач. Но кто отбирает эти задачи? И насколько эти задачи вообще важны в жизни тех, кого тестируют? Действительно ли они помогают стать умнее?
Если в тест включить математическую задачу, с ней довольно легко справится ребенок из благополучной семьи (просто потому, что учится в хорошей школе). Но если мы возьмем подростка из пригорода, ему будет сложней справиться, потому что он решает жизненные задачи другого рода – как выжить в неблагополучных и экстремальных условиях.
И вот мы подошли вплотную к ответу на вечный вопрос: «Как мне стать умнее?» Ответ простой: решайте как можно больше задач, требующих от вас напряженных умственных усилий. И пусть это будут задачи не из сборника вроде «Лучшие интеллектуальные тесты», а из вашей жизни.
Что конкретно можно сделать? Какие способы развития интеллекта на каждый день можно использовать?
Вот 7 способов стать умнее:
1. Удивление
Кажется, еще Сократ сказал: «Познание начинается с удивления». Для маленького ребенка это естественно, он постоянно пристает к родителям с вопросами вроде «А почему трава зеленая? Откуда дождик берется? Что такое земля?» и т. п.
Маленькие почемучки умеют удивляться самым простым вещам и способны задавать неожиданные вопросы, на которые не каждый взрослый ответит. Удивление – это способность подмечать необычное в привычном и смелость спрашивать: «А почему это именно так?» Каждый день подмечайте что-нибудь удивительное рядом с вами, обнаруживайте необычное в очевидном, и ваш интеллект начнет работать!
2. Наблюдение
Наблюдение – это способность концентрировать внимание долгое время на каком-то объекте или явлении, подмечая мельчайшие его детали и происходящие с ним изменения. У практикующих медитацию есть такое упражнение: возьмите часы с секундной стрелкой и постарайтесь, ни на что не отвлекаясь, наблюдать за ее движением хотя бы в течение минуты. Обычно с первого раза это ни у кого не получается, наши мысли непроизвольно улетают в сторону. Что уж тогда говорить о нашей способности наблюдать за более сложными вещами?!
В «Рассказах о Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойля есть эпизод: великий сыщик интересуется у Ватсона, сколько ступенек не лестнице их квартиры на Бейкер-стрит. Эту простую задачку на наблюдательность Ватсон решить не в состоянии; а вот сможете ли вы решить ее? Сколько ступенек ведет к вашей квартире? Сколько их на крыльце магазина, который вы часто посещаете? Сколько в здании, где вы работаете? Надеюсь, вы понимаете, что дело не в этих ступенях – ничего страшного, если вы не назвали верно их количество.
Дело в том, что существует очень простой способ стать умнее: выберите себе один-два-три объекта для наблюдения и подмечайте все, что с ними происходит. Существует йогическая поговорка: «Наблюдательность – это когда ты знаешь, сколько листьев на дереве за твоим окном». Достичь таких высот просветления (чтобы усмотреть все листочки), пожалуй, сложновато. Но заметить, когда весной распустились первые листья или когда осенью опали последние, вполне по силам каждому.
3. Сравнение
Сравнение – простейшая интеллектуальная операция, позволяющая обнаруживать различия между двумя схожими объектами. В социальных сетях гуляет смешная картинка, где подчеркиваются различия в цветовосприятии между мужчинами и женщинами, когда они выбирают одежду. Для мужчин существует только «светлое» и «темное» (и в лучшем случае плюс еще основные цвета радуги), а вот женщины различают десятки и сотни оттенков, имеющих в индустрии моды и красоты свои собственные названия (цвет фуксии, коралловый и т. п.).
Дело тут не в мужчинах и женщинах, а в глубине познания окружающего нас мира. В текстах Гомера море было «винного» (то есть красного) цвета. Историки культуры вам подтвердят, что очень многие народы древности прекрасно обходились тремя цветами – черным, белым и красным.
А вот современные исследования цветовосприятия специалистов (художников, дизайнеров, полиграфистов и т. п.) подтверждают, что те могут уверенно различать и называть несколько тысяч цветов и оттенков! Чем лучше вы в чем-либо разбираетесь, тем более тонкие отличия вы способны выделить.
Я не призываю вас становиться искусствоведом, способным объяснить, чем «синий период» в картинах Пикассо отличается от аналогичной колористики в картинах Ван Гога. Можно прекрасно развивать свою способность к сравнению на любых доступных и привычных для вашей жизни и быта объектах.
К примеру, можно оттачивать способность к сравнению, дегустируя разные сорта вина, чая, кофе и т. п. Это и будет прекрасным интеллектуальным тренингом.
4. Анализ
Самыми лучшими аналитиками снова являются маленькие дети. Если им в руки попадает игрушка, устройство которой им интересно узнать, то их уже ничто не остановит – игрушка будет разобрана по винтикам!
Анализ – это способность изучать объект или явление, расчленяя его на составные части и элементы. Анализ дает возможность получить ответы на вопросы: «Из чего это сделано? Из каких частей состоит? Как эти части между собой связаны?»
Анализировать можно все что угодно, но самый простой и доступный нам способ анализа – это самоанализ. Рекомендую применять во всех ситуациях, когда вы попали в какую-то негативную ситуацию, например поругались с близким другом, коллегой по работе или членом семьи. Даже если ссора состоялась, все равно будет крайне полезно проанализировать, что именно привело к ее возникновению и что именно «подливало масло в огонь», способствовало ее развитию.
Сформулируйте сами для себя аналитические вопросы: «Как происходил разговор? Из каких частей он состоял – какие были реплики, слова, действия, выражения лиц (и прочие важные элементы)? Какие именно элементы разговора усиливали конфликт, а какие ослабляли (с моей стороны и со стороны собеседника)?» – и постарайтесь как можно честнее и подробнее ответить на них. Поверьте, такой «разбор полетов» не только прокачивает ваш интеллект, но заодно и социальные навыки улучшает.
5. Выдвижение и проверка гипотез
Гипотеза – это предположение о причинно-следственной связи между событиями, которую необходимо проверить и подтвердить либо отклонить. Гипотезы мы выдвигаем, когда пытаемся понять причины каких-либо прошедших событий, но гораздо полезнее использовать гипотезы для понимания и предсказания будущих событий. Обычно это предположение формулируется как речевая конструкция «Если А, то Б», причем альтернатив может быть несколько (Б, В, Г и т. д.).
Простой пример: если я обзову начальника дураком, то он (а) ответит тем же, (б) обрадуется и выпишет премию, (в) никак не отреагирует. Как можно проверить эту гипотезу? Можно на практике – подойти к руководителю и обозвать дураком (но, если что, я вам такого не советовал).
А можно придумать какой-нибудь более хитрый «экспериментальный дизайн». Например, опросить коллег на предмет того, случались ли уже такие случаи, что кто-то называл начальника дураком, и как тот на это реагировал. Или, скажем, набраться смелости и спросить у самого руководителя: «Иван Иванович, а вот как бы вы отреагировали, если бы кто-то назвал вас идиотом?» В общем, чем более сложные гипотезы вы будете выдвигать, и чем более остроумные способы их проверки вы будете придумывать, тем умнее вы будете становиться.
6. Сомнение и критическое мышление
Сомнение немного похоже на удивление (см. п. 1), только работает иначе. Удивление помогает обнаруживать что-то, про что мы вообще не знали, это своего рода «детектор новизны». Сомнение – это интеллектуальный инструмент, который надо применять по отношению к тому, что мы знаем очень хорошо; это своего рода «детектор надежности и достоверности» информации.
Ежедневно мы слышим от разного рода экспертов рекомендации по правильному питанию. Их множество, и в основном они запретительно-ограничительного характера: «соль и сахар белый яд», «углеводы убивают», «молоко у взрослых не переваривается» и т. п. Но на чем основаны эти рекомендации? Если ли актуальные и достоверные научные данные, подтверждающие их? От чего зависят эти ограничения и насколько они универсальны для всех?
Сегодня мы живем в эпоху абсолютного плюрализма, где на любое экспертное мнение всегда можно найти мнение противоположное. И это означает, что окончательное решение остается только за вами и что в действительно важных и принципиальных для вас вопросах вам самому надо становиться экспертом (благо полезной информации сегодня в открытом доступе навалом). Критическое мышление – это способность к самостоятельному мышлению в противовес излишней доверчивости. Будьте критичны, проверяйте и перепроверяйте все, что вам рекомендуют, и станете умнее!
7. Обобщение, формулировка правил и границ их применимости
Вершиной научного познания является формулировка законов природы в виде простых и понятных правил и формул. Что-то вроде формулы Эйнштейна E=mc2, которая является квинтэссенцией его знаменитой теории относительности. На самом деле аналогичные «законы жизни» формулирует и каждый человек на основе своего собственного жизненного опыта.
Большую часть этих наших «законов жизни» мы не осознаем, но тем не менее принимаем на их основе важные решения и совершаем поступки (увы, не всегда разумные). Прекрасным способом развития интеллекта является осознание этих наших внутренних правил, их обнародование и следование им.
В старину на рыцарских гербах были девизы. В конце XVIII – начале XX века многие общественные деятели публиковали свое кредо – список своих убеждений. В современном саморазвитии предлагается «метод манифеста», где «манифест» – это все тот же список ваших жизненных принципов или правил, которым вы собираетесь добровольно, но неукоснительно следовать.
Как такая демонстративная формулировка жизненных принципов способствует развитию интеллекта? Очень просто. Пока мы не осознаем эти принципы, у нас есть возможность лгать себе и наивно верить, что принципы абсолютно верны.
Как только принципы осознаны и записаны, начинается их проверка реальной жизнью. И мы начинаем отчетливо понимать, что в каких-то ситуациях принципы срабатывают, а в каких-то нет. Что у наших «законов жизни» есть свои границы применимости. И что, возможно, некоторые наши принципы надо уточнить, исправить, а то и вовсе заменить на более реалистичные. Такая работа над своей «жизненной философией» не очень проста, но она поможет стать не просто очень умным человеком, а по-настоящему мудрым.
Перечисленные семь видов интеллектуальных операций нужно применять по отношению к жизненным задачам, которые действительно важны для вас. Если прикладывать их к чему-нибудь бесполезному (вроде решения кроссвордов), то стать умнее вам такая «гимнастика для ума» вряд ли поможет.