Новая постановка МХАТ – спектакль-провокация и спектакль-исследование о том, как никому неизвестный Иосиф Джугашвили стал «Отцом народов». Но творческая группа дает зрителям лишь пищу для размышления и ставит перед ними важные вопросы, а отвечать на них зрители будут сами.
Чтобы понять какое-либо явление, нужно увидеть, как оно зарождалось, из чего формировалось, что на него повлияло. Именно этого и не достает в исследованиях биографии и личности Сталина. Долгие годы молодость Сталина была под грифом «Секретно»: биография при жизни вождя сочинялась, ни о каких контрабандистских подвигах и жестоких терактах нельзя было говорить.
МХАТ берется за острую, провокационную, опасную тему – молодость вождя. История молодого революционера-подпольщика, отправленного партией на задание в Батуми, перерастает в настоящий детектив, главной тайной которого остается загадка личности самого Сталина. Ведь мало поднять архивы и вскрыть правду о том, как в молодые годы этот «чудесный грузин» (так называл молодого члена партии Владимир Ленин) проводил теракты, шел по головам, не жалея товарищей и мирных граждан. Важно еще понять причины и цели его поступков.
Художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков:
Для нас, для театра, политика – опасное и грязное дело. И мы ей не занимаемся. Искусство выше политики, но именно искусство дает пищу для размышлений о политике. Мы ставим вопросы, на которые должен отвечать зритель. В данном случае задача художника – и автора пьесы Андрея Назарова, и режиссера Ренаты Сотириади, и творческой группы – провокация. И провокация эта – в исследовании психотипа Сталина. Не надо быть психологом, чтобы знать: характер человека закладывается в детстве и юности. Так как же из «чудесного грузина» — умного, способного, даже романтичного юноши — вырос дьявольски хитрый и умный политик, умеющий разыгрывать блестящие шахматные партии на мировой арене? Автор пьесы очень точно отметил, что за каждую победу, за каждую комбинацию, нужно платить. Репутацией, семьей, важнейшими сутевыми человеческими вещами.
Действие пьесы начинается в 1924 году на XIII-м съезде РКП(б), на котором Сталин был выбран Генеральным секретарем. Перед голосованием будущий Вождь вспоминает свою юность, и зритель переносится в 1902 год, в Батум, где «Чудесный грузин» начал восхождение к бездне.
Главный вопрос, поставленный в пьесе — чего в молодом Сталине больше: революционного максимализма или властолюбия? В какой момент произошли качественные изменения в личности и характере, когда, как хищник, попробовавший первой крови, он почувствовал в себе жажду власти над людьми?
Постановка разделит зрителей на тех, кто увидит в Сталине героя-романтика, и тех, кто назовет его «романтиком с большой дороги». Но режиссера Ренату Сотириади такая реакция не пугает: спектакль не про Сталина, а про игру страстей – манипуляцию чужими слабостями в угоду своим собственным. Про то, как жажда власти превращает человека в зверя.
Режиссер спектакля Рената Сотириади:
Моя главная цель, чтобы зрители после просмотра спектакля задумались, как легко нами манипулировать, когда мы теряем свои корни, веру, традиции. И как используются человеческие страсти, слабости и пороки в достижении собственной цели. Нам интересно делать спектакль не просто про личность Сталина: давайте посмотрим какой Джугашвили был романтик, семинарист, ходил с мамой в церковь, знал Писание, читал псалмы, а потом вдруг стал тираном и злодеем, — мы хотим показать, как, играя человеческими страстями, Сталин шел к поставленной цели. Сегодня власть и деньги строятся на таких же манипулятивных техниках, на лжи во имя правды, на страшной игре. Поэтому в финале мы хотим перекинуть мостик в сегодняшний день.
Чтобы показать добрую патриархальную Грузию, режиссер Рената Сотириади и художник Ирина Титоренко придумали необычную сценографию. К решению подтолкнула сама пьеса, которая написана как киносценарий. В ней постоянно меняется место действия: море, дом, старый город с балкончиками, гостеприимные грузинские застолья — красочные картинки тихого приморского мира мелькают под живую аутентичную музыку грузинского многоголосья, лезгинку, барабаны, дудук и пандури. Старая патриархальная Грузия, которую пришел отобрать и затем разрушить молодой Сосо.